НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Е. СВЕТЛАНОВ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

   
   

Дирижер, композитор, педагог, популяризатор музыки - это далеко не полный перечень профессиональных интересов народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра СССР Е. Ф. Светланова. Музыкант пропагандирует русскую и зарубежную классику, современную советскую музыку. Он очень много ездит по стране, часто выезжает за рубеж, где выступает не только со своим оркестром, но и с многими другими всемирно известными коллективами. И всегда эти выступления, как отмечает зарубежная пресса, становятся заметным явлением искусства. Наш корреспондент Т. Оболтина встретилась с Е. Ф. СВЕТЛАНОВЫМ и попросила его ответить на ряд вопросов.

КОРР. Евгений Федорович, как принимается современная советская музыка за рубежом, в странах Западной Европы, в США? Какие произведения пользуются популярностью?

СВЕТЛАНОВ. Интерес к ней чрезвычайно велик. С неизменным успехом принимается зарубежными слушателями музыка, которая по праву зовется советской классикой. Это произведения Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Хренникова. Щедрина, Эшпая, Свиридова...

И задача нашего оркестра - пропагандировать нашу отечественную музыку в ее лучших образцах.

КОРР. В США, где всегда так активно ратовали за авангардизм, ныне началась новая волна возрождения романтизма, так называемая "струя неоромантизма". Чем Вы объясните такай интерес западной публики к романтической музыке? Может быть, наше время выдвигает какие-то особые требования к музыке и музыкантам?

СВЕТЛАНОВ. Всем надоело однообразие авангардистской музыки - продукта "массовой культуры". Слушатели хотят другого, они хотят более эмоционального, более гармоничного, более "сердечного тепла", как говорила Снегурочка в любимой нашей опере-сказке.

Время, в которое мм живем, невероятно сложное, напряженное, ритм жизни во всех странах постоянно нарастает, на человека обрушивается огромное количество информации. И сегодня именно в музыке он ищет светлого выхода для души. Вот и еще одна причина, почему наша русская и советская музыка встречается за рубежом с таким энтузиазмом, ведь эти произведения направлены непосредственно к сердцу слушателя.

КОРР. И все-таки, несмотря на такой успех у слушателей, некоторые средства западной буржуазной информации пытаются представить дело так, будто советская музыка остановилась на каких-то классических канонах.

СВЕТЛАНОВ. Эти мнения не носят массового характера. Если и появляются такие высказывания, то изредка, а главное - бездоказательно. Сама жизнь показывает, что нужно, что плодотворно, а что уже отмирает. А все эти мелкие уколы буржуазной прессы направлены скорее на то, чтобы помешать хоть в какой-то степени колоссальному успеху нашей музыки за рубежом.

КОРР. Вам приходится очень часто выезжать с гастролями в страны Запада. Приходилось ли Вам встречаться с проявлениями недружелюбия в отношении к нашим советским музыкантам не только в прессе?

СВЕТЛАНОВ. К сожалению, приходилось встречаться с подобными явлениями. Но надо сказать, что все это абсолютная инспирация, шитая белыми нитками. Совершенно ясно, откуда она исходит, что она преследует, и ей дают сокрушительный отпор сами слушатели в концертных залах на Западе. Любители музыки осуждают это, в такие сложные моменты они демонстративно подчеркивают симпатии к нам, к нашим исполнителям. Подчеркивают, что отдельные отщепенцы не представляют массу, что это отдельные выскочки, оплаченные щедро, а может быть, даже и не щедро, нанятые за подачки. Мы к этому относимся совершенно здраво, и помешать контактам такие акции не в силах. Это тот самый случай, о котором говорил Иван Андреевич Крылов: "Моська лает на слона".

В 1984 году, в феврале, после одного из наших концертов в Лондоне, на сцену выскочил молодой человек и начал выкрикивать какие-то лозунги. Тем самым он хотел помешать успеху концерта, который был несомненен. Но его оттеснили, и потом зал не расходился в течение долгого времени, люди стоя приветствовали меня, как советского дирижера, которого они знают (уже в течение 20 с лишним лет я выступаю в Лондоне), и им было неловко и совестно, что среди англичан нашелся какой-то человек, который позволил себе эту выходку.

Такие случаи, к сожалению, бывали и раньше, но, я думаю, культурные контакты развивались и будут развиваться дальше, даже если каким-то отдельным политическим деятелям это не нравится.

КОРР. Культурные контакты между СССР и США прерваны по вине администрации Рейгана. А ведь за океаном тоже живут миллионы любителей музыки, которые нуждаются в таком обмене, в таком общении.

СВЕТЛАНОВ. У меня в США есть друзья среди простых американцев, которые часто ходили на наши концерты, и они глубоко сожалеют об этих прерванных контактах. Они ждут момента, когда наконец возобновятся нормальные творческие связи, культурный обмен во всех областях, а это неизбежно должно быть. Нельзя так существовать дальше. Это ненормально, это противоестественно.

КОРР. Выступая на страницах "АиФ" (1983, N 51), Е. Нестеренко высказал такую мысль, что в этих контактах США нуждаются гораздо больше, чем мы, потому что наше искусство сегодня намного богаче, разнообразнее, а коллективы стабильны, с великолепными традициями...

СВЕТЛАНОВ. Он прав. Я, конечно, не хочу сказать, что в Америке нет выдающихся исполнителей, конечно, они есть, но таких больших коллективов, разнообразных по жанру исполнительства, которыми располагает наша страна, конечно, на Западе нет. А положение тех коллективов, которые там работают, очень шатко.

Государство у нас субсидирует искусство, субсидирует щедро, не останавливается ни перед какими затратами во имя того, чтобы донести достижения искусства до широчайших масс. На Западе любой коллектив, даже самый первоклассный симфонический оркестр, зависит от воли и денег меценатов и может быть совершенно разорен в один момент. Очень яркий пример - Кливлендский оркестр. Судьба этого знаменитого оркестра в США висела на волоске. Он был на грани краха, потому что его перестали субсидировать меценаты. А ведь это был один из лучших оркестров Америки, хорошо знакомый и москвичам и ленинградцам по гастролям. И от такой участи на Западе не застрахован ни один коллектив. Нам это кажется невероятным, но тем не менее это так.

КОРР. И все-таки нашлись в среде советских музыкантов люди, которые поддались лживой буржуазной пропаганде, покинули Родину в поисках так называемой "свободы творчества". Какова судьба этих людей, приходилось ли Вам встречаться с ними во время гастролей?

СВЕТЛАНОВ. Эти встречи были, хотя и редко. Все эти музыканты сильно подвержены ностальгии. Они с жадностью расспрашивают нас о жизни в СССР, как мы живем, как играем, что играем...

У них неподдельный интерес, перемешанный с чувством страшной грусти. Некоторые из них, правда, работают, кто где, но далеко не так, как они себе представляли, живя в Советском Союзе. Наша музыка, конечно, ничего не потеряла от измены этих людей, они же потеряли все - и Родину, и искусство.

Смотрите также: