НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Испытание на качество

   
   

Читатели "АиФ" в своих письмах просят рассказать о созданной несколько лет тому назад в нашей стране системе государственных испытаний, о ее роли в повышении качества продукции. Журналист А. Благодарный попросил председателя совета головных предприятий по госиспытаниям Госстандарта профессора В. Ф. РОМАНОВА ответить на вопросы читателей "АиФ", связанные с этой системой.

КОРР. Владимир Федорович, чем было вызвано создание системы государственных испытаний? Каковы первые итоги ее работы?

РОМАНОВ. Современную продукцию можно объективно оценивать только в результате всесторонних испытаний. И сделать, это под силу лишь мощным специализированным организациям. Они располагают всем необходимым, чтобы дать объективную исчерпывающую информацию о качестве новой продукции, целесообразности се производства и экспортных возможностях, сравнить с зарубежными аналогами.

Сейчас в стране действует более 160 головных организаций по госиспытаниям, через которые проходит примерно 6 тыс. видов продукции. Это станки и инструменты, литейное и кузнечное оборудование, радиоаппаратура, бытовая техника и многие другие изделия промышленности. Тут же надо заметить, что не все из них успешно выдерживают строгий экзамен. В 1983 г. Государственный испытательный центр по бытовой газовой аппаратуре возвратил на доработку ряд газовых плит. Заводчане серьезно отнеслись к нашим замечаниям. Проведенные после этого усовершенствования позволяют экономить 30 млн. м"sup"3"/sup" газа в расчете на год и в 10 раз снизить содержание окиси углерода в продуктах сгорания.

Работа по развертыванию сети головных организаций еще не окончена, но уже сегодня специалисты отмечают, что повысилась объективность и достоверность оценки качества. Лучше стали учитываться требования покупателей. Испытания проводятся в условиях, максимально приближённых к реальным условиям эксплуатации, например, испытания алмазных инструментов проводятся на ЗИЛе, Дятьковском хрустальном заводе, на заводе "Фрезер". При этом удалось "убить двух зайцев": получать объективную оценку изделий и удешевить дорогостоящий процесс испытаний.

КОРР. Испытательные центры - еще один барьер для устаревшей продукции. А что конкретно улучшится при этом?

РОМАНОВ. Во-первых, испытательные центры улучшат экспортные возможности и, во-вторых, ужесточат требования к качеству товаров для внутреннего рынка. Ведь не секрет, что многие изготовители привыкли ориентироваться на устаревшие модели, сравнивать с тем, что уже давно находится в серийном производстве.

КОРР. Владимир Федорович, многие читатели "АиФ" спрашивают: какими фактами оперируют буржуазные средства информации, когда уверяют своих читателей в неспособности промышленности СССР изготавливать продукцию мирового уровня или твердят об "импортном синдроме" в нашей стране?

РОМАНОВ, Они оперируют, например, такими фактами: американские джинсы, японские транзисторы или французская косметика пользуются повышенным спросом в нашей стране. На основе этих отдельных фактов делаются далеко идущие "обобщения". Если говорить о серьезной аргументации, то западные корреспонденты, как правило, проявляют удивительную "неосведомленность". Практически не встретишь в их корреспонденциях упоминаний о том, что в числе внешнеторговых партнеров СССР более 140 стран, что за рубежом действуют десятки акционерных обществ, охватывающих главные статьи нашего экспорта, в том числе 'сложнейшие машины и оборудование, потребительские товары. Советские фирмы в Англии, Швеции, Франции, Италии, Канаде, ФРГ, США и других развитых капиталистических странах успешно ведут свое дело. На 1 января 1984 г. за границу продано свыше 140 млн. часов, 13 млн. радиоприемников, 9 млн. телевизоров, 7,7 млн. единиц фотокиноаппаратуры и много других товаров.

Что же касается "импортного синдрома", то он характерен для всех стран, в том числе и Соединенных Штатов. Не случайно более половины покупателей, по свидетельству компаний, изучающих рынок США, не удовлетворены качеством товаров, изготавливаемых американскими фирмами, предпочитают импортные изделия.

Говорю это отнюдь не для того, чтобы как-то оправдать появление в торговле товаров некачественных, не пользующихся спросом. А для того, чтобы объективно судить о ситуации.

Смотрите также: