В ЖЕНЕВЕ, где 30 мая с. г. начался второй раунд советско- американских переговоров по ядерным и космическим вооружениям, привлечено сейчас внимание всего мира. От этих переговоров народы ждут результатов, которые способствовали бы предотвращению сползания к ядерной катастрофе.
По прибытии в Женеву на второй раунд переговоров глава американской делегации М. Кампельман заявил, что цель США - "создать более стабильную стратегическую обстановку на Земле и в космосе". Однако тут же добавил, что "инструкции его делегации остались в основном теми же, что были". А ведь от того, с каким багажом вернулись американцы в Женеву, зависит, оправдают ли переговоры чаяния народов и сбудется ли мечта Р. Рейгана, который заявил недавно, что для него "не может быть большего счастья, чем достичь соглашения, которое навсегда избавит Землю от ядерного оружия".
В соответствии с январской договоренностью о взаимосвязанном рассмотрении и решении вопросов предотвращения гонки вооружений в космосе и прекращения ее на Земле, которая была достигнута на встрече министров иностранных дел двух стран, женевские переговоры, начатые по инициативе СССР, охватывают три органически связанных между собой комплекса проблем - ударные космические вооружения, стратегические наступательные вооружения и ядерные средства средней дальности.
В ходе первого раунда переговоров четко проявились два различных подхода.
СОВЕТСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Она последовательна и реалистична.
По ключевому вопросу - космическим вооружениям - СССР предложил договориться о запрете на создание (включая научно-исследовательские работы), испытания и развертывание ударных космических средств. При этом уже проходящие испытания противоспутниковые средства США и СССР подлежали бы уничтожению.
На период же переговоров Советский Союз - это логично и чрезвычайно важно - предложил ввести взаимный и всеохватывающий мораторий на создание, испытания и развертывание ударных космических вооружений.
По стратегическим наступательным вооружениям СССР выступил за радикальное сокращение - при полном запрете ударных космических вооружений - стратегических средств (как носителей, так и общего числа ядерных зарядов на них) и взаимный отказ либо строгое ограничение программ создания и развертывания новых стратегических вооружений. Например, такого опасного вида этих вооружений, как крылатые ракеты большой дальности всех видов базирования.
Пока же идут переговоры, Советский Союз предложил заморозить стратегические наступательные вооружения. Если была бы достигнута договоренность о недопущении милитаризации космоса, наша страна готова сократить эти вооружения на одну четверть и более.
По ядерным вооружениям средней дальности советская сторона выразила готовность в случае прекращения развертывания новых американских ракет в Западной Европе остановить ответные меры и приступить к взаимному сокращению ядерных средств средней дальности в Европе до уровня, который будет согласован. При этом, в случае вывода американских ракет из Западной Европы, общее число боеголовок на наших ракетах, остающихся в Европе, постепенно было бы доведено до уровня боеголовок на ракетах Англии и Франции.
Для создания атмосферы доверия на переговорах СССР в одностороннем порядке приостановил развертывание ракет средней дальности и осуществление других ответных мер в Европе. Советский Союз проявил желание вести дело к полному освобождению европейского континента от ядерного оружия как средней дальности, так и тактического.
Что же американская сторона? Чем она отвечает на эту развернутую конкретную программу?
АМЕРИКАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Объявляя многие из советских инициатив "пропагандистскими", "ничего нового не содержащими", Вашингтон, однако, подобной "пропагандой" отвечать не торопится, ограничиваясь лишь громогласной, но пустой риторикой, образец которой мы привели в начале.
Вопреки договоренности между СССР и США выработать решения о прекращении гонки вооружений в космосе, Вашингтон всеми силами стремится осуществить свою программу "звездных войн". Ее пытаются выдавать за чисто "оборонную инициативу", объявляют способом избавить человечество от ядерного оружия, воплощением "гуманности" и веры в "научный прогресс". На самом же деле эта программа нацелена на слом стратегического паритета, подхлестывание гонки вооружений, попытку "обесценить" советские ядерные вооружения в эфемерной надежде обрести способность безнаказанно нанести обезоруживающий первый удар. Все это вообще ставит под вопрос возможность ограничений и сокращений ядерных арсеналов.
По стратегическим вооружениям США, оставаясь на своих прежних несостоятельных позициях и по-прежнему стремясь получить максимум преимуществ для себя, предлагают ограничить число боезарядов лишь на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) и баллистических ракетах подводных лодок (БРПЛ). Тем самым они хотят оставить возможность для массового развертывания и наращивания боезарядов на крылатых ракетах большой дальности.
Кроме того, как явствует из заявления президента Рейгана 10 июня, администрация США ведет дело к подрыву Договора ОСВ-2. Рейган прямо заявил, что он дал указание "расширить программу модернизации стратегических сил США".
Столь же неконструктивны и даже абсурдны претензии американской стороны и по ядерным средствам средней дальности. США по-прежнему настаивают на пресловутом "нулевом" решении, существо которого сводится к требованию одностороннего разоружения СССР, или на так называемом "промежуточном варианте", который выводит из-под ограничений авианосную авиацию США, необоснованно включает в расчет советские ракеты средней дальности на востоке страны, но в то же время не учитывает сотни нацеленных на нашу страну и другие социалистические страны боезарядов на ракетах Англии и Франции. А между тем только что прошедшая ходовые испытания новая французская атомная подводная лодка "Энфлексибль", оснащенная 16 ракетами с многозарядными боеголовками, увеличивает дальность действия французских ядерных ударных сил с 3 тыс. до 4,5 тыс. км и удваивает их потенциал.
И все же, как подчеркнул М. С. Горбачев, "несмотря на сложную, напряженную обстановку в мире и трудности на переговорах в Женеве, мы сохраняем трезвый оптимизм. Мы надеемся, что наши партнеры прислушаются к голосу народов...".
Смотрите также:
- РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ. На пути к сокращению ядерных вооружений →
- ОРИЕНТИР. Крылатые ракеты - оружие первого удара →
- БЛОК НАТО. Вместо дела - "дипломатические игры" →