ЛИЦО "СВОБОДНОГО МИРА". Британская Фемида на службе капитала (часть 2)

   
   

(Окончание. Начало в N 24)

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ

Особое "внимание" оказывают специальные службы британской полиции прогрессивным организациям, в первую очередь коммунистическим. Всех полицейских обязывают докладывать об известных им трудовых конфликтах, политических митингах и демонстрациях, проводящихся или только планируемых. Указанные сведения должны передаваться немедленно, желательно - как со списком ораторов, так и с перечнем обсуждаемых вопросов.

Для британской полиции характерно применение наиболее реакционных уголовно-правовых норм, допускающих возможность использования в судебных процессах показаний полицейских информаторов и агентов-провокаторов. Особенно часто это происходит на судебных процессах над прогрессивными деятелями, в частности борцами за равноправие в Ольстере. Так, только на основании показаний двух осведомителей полиции в октябре 1983 г. в Белфасте было арестовано 43 человека.

По существу, агент-провокатор должен сам считаться преступником или, по крайней мере, соучастником. Однако еще в 1967 г. Апелляционный суд Англии, придав своему решению силу обязательного прецедента, указал, что полицейский, подстрекавший какое-либо лицо к совершению преступления (которое и было впоследствии выполнено), не может быть признан настоящим соучастником. Теперь агент- провокатор может наблюдать за ходом совершения преступления, подстрекать или принимать непосредственное участие в преступлении, но в любом случае его показания будут признаны в суде приемлемыми, а он сам не подлежит уголовной ответственности.

ГОНЕНИЯ НА ЖУРНАЛИСТОВ

Одним из дежурных лозунгов западной пропаганды является лозунг о "свободе печати". "Западные демократии", британская в частности, якобы являют собой пример свободы и неограниченных возможностей для журналистов излагать свою точку зрения на те или иные проблемы. Однако реальная действительность, которую не скрыть за мишурой из множества названий газет и разноцветных обложек журналов, свидетельствует о том, что в буржуазном обществе существует жесткий контроль за средствами массовой информации.

В Великобритании этот контроль осуществляется различными способами, одним из которых является применение уголовных законов в той области общественной жизни, для которой они первоначально не предназначались.

Однажды журналисту П. Фирону попало в руки архивное досье, свидетельствующее о неприглядной деятельности в Северной Ирландии специальной авиадесантной службы - САС, считающейся гордостью британской армии. После того как журналист обнародовал эти материалы, его посетили сотрудники особого (политического) отдела ольстерской полиции. От П. Фирона требовали, чтобы он сообщил полицейским, откуда он получил данное досье. И когда журналист отказался это сделать, П. Фирону пригрозили, что он будет привлечен к ответственности за нарушение законодательства о секретной информации.

Никто не отрицает того, что для безопасности любого государства необходимо наказывать, в том числе и в уголовном порядке, разглашение определенных фактов, планов и сведений. Соответственно уголовное законодательство должно содержать в себе необходимые нормы, предусматривающие наказуемость деяний по разглашению государственных тайн. Английские законы 1911 и 1920 гг. о секретной информации предусматривают наказание за разглашение служебной тайны, знание которой может быть полезно врагу. Однако, если П. Фирон кому и хотел сообщить правду о грязных делах британских вояк в Северной Ирландии, так это английской общественности. Этому журналисту, благодаря бурной кампании в его защиту, удалось все же избежать суда, но законодательство о секретной информации продолжает нависать грозной тучей над теми жителями Великобритании, которые осмеливаются рассказать правду о различных махинациях на политических задворках "образцовой демократии", о покушениях на права британских граждан со стороны специальных служб и т. д.

ЗНАЧОК НА ЛАЦКАНЕ - ПОВОД ДЛЯ АРЕСТА

Как известно, к числу наиболее интенсивно применяемых в настоящее время репрессивных законов Великобритании относится Закон о предупреждении терроризма 1984 г. Как было объявлено, побудительным мотивом принятия законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за участие в деятельности запрещенных организаций, было стремление пресечь деятельность террористов. Однако в дальнейшем, используя неопределенность правовых норм, власти стали применять указанное законодательство весьма произвольно. Так, в соответствии со ст. 1 этого закона подлежит наказанию тот, кто "побуждает" оказывать финансовую или иную материальную поддержку запрещенной организации. Притом "побуждение" толкуется самым широким образом - от вымогательства до просьб в вежливой форме, в том числе сопровождаемых обещанием компенсации. К тому же не требуется доказательств, что "побуждение" имело хоть какие- нибудь последствия. Подобная неопределенность юридических норм (политическая направленность которых признается даже буржуазными юристами) создает реальную угрозу гражданским правам в Великобритании.

Говоря о том, что полиция понимает под "оказанием содействия" деятельности запрещенных организаций, нельзя не упомянуть еще об одной одиозной статье Закона о предупреждении терроризма 1984 г. В соответствии со ст. 2 подлежит уголовной ответственности даже "проявление публичной поддержки запрещенной организации". Английской судебной практике уже известны случаи привлечения к уголовной ответственности за ношение темных костюмов, черных беретов и черных очков как униформы запрещенной ИРА. Но по указанному закону основанием к применению репрессий может быть ношение, скажем, значка или флажка, свидетельствующего о симпатиях к запрещенной организации. В этом заложены предпосылки для самого широкого полицейско-судейского произвола.

Таким образом, в современной Великобритании произвол усиливается практически во всех областях юриспруденции. При этом законодатель, полиция и суды действуют в тесном контакте. Что же касается прав и свобод, то на Британских островах существовала и существует свобода лишь для монополистической буржуазии - свобода выражать свою классовую волю.

Смотрите также: