На мраморной доске при входе в Хореографическое училище Большого театра золотом высечены имена выпускников: народных артистов СССР Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева... Эти замечательные артисты, наравне с другими звездами советского балета, известны всему миру. Хореографическое училище недаром называют в народе академией балета. Многие годы возглавляет училище известная советская балерина, народная артистка СССР С. Н. ГОЛОВКИНА. С ней беседует наш корреспондент Т. Лаврентьева.
КОРР. Софья Николаевна, почти два века насчитывает история русского классического балета. Но ведь вплоть до 1917 года это было удовольствие и развлечение для избранных, для влиты. Балетные школы были очень маленькими, а спектакли совершенно недоступны для широких народных масс.
ГОЛОВКИНА. Да, до революции существовало всего две балетные школы: в Петербурге и Москве. Сейчас у нас двадцать балетных школ. Было только три государственных оперно-балетных театра, сейчас около пятидесяти и около трех тысяч студий. Первая балетная школа открылась в сиротском доме, и училось там 15 девочек и 15 мальчиков. Учили закону божьему, русскому языку, арифметике и танцам. Сейчас в нашей балетной школе 600 детей. Дети из разных стран и из разных республик нашей страны. Учатся они одновременно в трех школах - общеобразовательной, балетной, музыкальной. Учащиеся серьезно относятся не только к занятиям по специальности, но углубленно занимаются и общеобразовательными предметами. Сегодня артист балета - это всесторонне образованный человек. Обучение, естественно, бесплатное, хотя государство тратит на каждого нашего ученика тысячу рублей в год.
В прошлом были созданы блестящие балеты, но большей частью они решали чисто развлекательные задачи, хотя создавались на музыку таких великих композиторов, как Чайковский, Глазунов и другие. Сегодняшние балетные спектакли дают возможность раскрыть языком танца исторические события. Это такие спектакли, как "Спартак", "Иван Грозный", "Ангара", "Золотой век". То есть средствами хореографии раскрывается образ эпохи. А раз такие задачи стоят перед балетным актером, то и хореографическое образование должно соответствовать этим задачам. В нашей стране создана уникальная, поставленная на научную основу система хореографического образования. У нас замечательные программы, учебники, методические пособия.
КОРР. А какова система обучения хореографии на Западе?
ГОЛОВКИНА. Я знакома со многими балетными школами на Западе. Там есть талантливые, интересные педагоги, они пытаются выстроить свою систему. Но в итоге все упирается в деньги. Когда я рассказываю, как учимся и живем мы, что мне, как директору, государство дает столько денег, сколько надо, чтобы пригласить лучших профессоров, то они просто не верят.
Они не могут себе представить, что мы можем подбирать ребят по способностям. У нас каждый год две тысячи заявлений, а мы берем 90 человек. Наше училище - это целый балетный город. У нас свой детский балетный театр, где мы можем давать спектакли, концерты для школьников Москвы, для родителей, для гостей. У нас великолепная столовая, специальная база питания. Мы разрабатываем особое меню детям, чтобы они были сильные, росли хорошо, но не были толстыми. У нас свой спортзал, своя детская поликлиника.
И нас совершенно не интересует, какую зарплату получают родители детей. Вот сейчас наш выпускник принят в Большой театр. Он из Донецка, его родители шахтеры. У нас есть дети из детских домов. То есть я хочу сказать, что у нас искусство вышло из народа и служит народу.
Я знаю школу Баланчина в Америке, там за обучение учащийся платит тысячу долларов в месяц. Я была в Англии, они не назвали мне сумму, но плата тоже очень высокая, потому что школа существует на деньги, которые платят сами учащиеся. И когда я пошла там по классам и увидела детей, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к артисту балета, педагоги сказали, что, к сожалению, они должны брать только тех детей, которые могут платить. Я должна вам сказать, что самое главное - когда наши дети кончают учиться, после выпуска, у нас нет вопроса, куда устроить их работать. В нашей стране около 50 театров оперы и балета, из которых наше училище получает сто приглашений для выпускников. А ежегодно мы выпускаем приблизительно 60 человек. На Западе же, заплатив бешеные деньги за обучение, выпускники еще не знают, где будут работать.
КОРР. Да, наша страна не случайно считается балетной державой. Истоки успеха следует искать в первую очередь в системе воспитания и обучения. Зарубежные танцовщики с каждого международного балетного конкурса, где выступают советские артисты, обязательно что-то берут для себя, даже снимают на пленку выступления советских мастеров. Такой интерес к нашему балету начался давно, с Русских сезонов Дягилева в Париже и Лондоне. И сегодня признают во всем мире, что русское советское балетное искусство оказало значительное влияние на мир балетного танца. Однако, несмотря на это, наши недоброжелатели на Западе утверждают, что у нас умеют только великолепно сохранять прежнее искусство.
ГОЛОВКИНА. Нет, мы не музей. Наша задача - сохранять классическое наследие, сохранять традиции великих мастеров балета прошлого. Но, зная хорошо прошлое, мы развиваем и сегодняшнее, думаем о будущем. Мы сейчас думаем о том, каким будет артист девяностых годов. У нас помимо основных предметов - классического, народного танца, дуэта - есть и джаз, и модерн, созданы целые коллективы современного танца.