"9-я СТУДИЯ". БАЛАНС - ЗНАЧИТ РАВНОВЕСИЕ

   
   

В телевизионной передаче принимали участие начальник управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР генерал-полковник Н. Ф. ЧЕРВОВ, журналист-международник Н. В. ШИШЛИН и политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио профессор В. С. ЗОРИН.

ЗОРИН. Беседа наша происходит в весьма знаменательные дни. Ровно 40 лет назад в Сан-Франциско представители 50 государств мига подписали Устав Организации Объединенных Наций, определивший главные цели этой новой организации, основные нормы международной жизни.

40 лет - срок немалый. За это время были сорваны многие опасные планы врагов мира. Ведущая роль в этом принадлежит нашей стране. Только по вопросам разоружения и прекращения гонки вооружений СССР внес свыше 130 конструктивных, развернутых предложений.

Но вместе с тем приходится констатировать, что далеко не все, что планировали создатели ООН, воплотилось в жизнь. Причина - политика империалистических держав, прежде всего США. Как в этой связи можно расценить политико- стратегическую и военно-стратегическую ситуацию в современном мире?

ЧЕРВОВ. Если говорить о военных аспектах нынешней обстановки, то в первую очередь следует подчеркнуть небывалый размах военных приготовлений со стороны США и НАТО.

В США наблюдается своего рода ностальгия по 50-м годам, когда Соединенные Штаты имели стратегический перевес. Но мир с того времени сильно изменился. Социалистические государства общими усилиями достигли военно- стратегического паритета с блоком НАТО. Существующее ныне примерное военное равновесие сторон является надежной гарантией безопасности социалистических государств и укрепления мира на нашей планете. Вашингтон, однако, не устраивает мир в условиях равенства.

Развязанная Вашингтоном гонка вооружений том не менее не дала ему никаких преимуществ. Одну за другой США принимали стратегические программы. Это и армада тяжелых бомбардировщиков, и подводные лодки ракетоносцы, и создание ядерных зарядов с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, и крылатые ракеты. Но ни одна из этих систем вооружений не укрепила и не укрепит их безопасности. Наоборот, безопасности США наносится серьезный ущерб: на каждую такую программу, на каждую новую американскую систему стратегических вооружений СССР дает соразмерный ответ.

В этих условиях новой сферой, где США вознамерились достичь преимущества над странами социализма, избран космос. Руководители Белого дома дурманят себя мечтой о том, что с помощью "звездных войн" они смогут вырваться вперед в военном отношении и диктовать свою волю Советскому Союзу.

Заявления руководителей Пентагона о том, будто "звездные войны" - это оборона, а разрабатываемые космические вооружения - якобы безвредные средства, не что иное, как политическое шаманство, обман. Любой военный специалист знает, что создаваемые космические средства могут быть использованы в оборонительных, но главным образом в наступательных целях.

Советский Союз не стремится к военному превосходству ни на земле, ни в космосе. Но если подготовка к "звездным войнам" будет продолжаться, то, как указал Михаил Сергеевич Горбачев, нам не останется иного выбора, как принять ответные меры, включая, разумеется, усиление и совершенствование наступательных ядерных вооружений. Поэтому вопрос, удастся ли не допустить развертывания ударных космических вооружений, приобретает сейчас первостепенное значение. От его решения зависит дальнейшее развитие военно-политической обстановки в мире.

ШИШЛИН. Если же говорить о политических целях, которые ставили перед собой США, то прежде всего они рассчитывали силовым давлением ослабить международные позиции мировой социалистической системы. Этого сделать не удалось.

Не хотелось бы упрощать картину. Ситуации были сложные. Достаточно назвать драматический кризис в Польше. Последствия его ощущаются до сих пор. Но безусловно, главный итог состоит в том, что социализм в Польше не был опрокинут, планы недругов социализма были перечеркнуты.

Существенно, что продолжалось уверенное социально- экономическое развитие социалистических стран. Они взошли на новые ступени в своем хозяйственном развитии. И - что, может быть, еще важнее - сделаны выводы на будущее, четко определена линия на обогащение и умножение сотрудничества социалистических государств по всем направлениям. Словом, позиции социалистического мира стали прочнее.

Думаю, весьма существенно и то, что и развитие отношений между США и КНР пошло совсем не по тому руслу, на которое рассчитывали и Вашингтоне. Хотя крючков в китайские политические воды американцы позабрасывали великое множество. В Вашингтоне настороженно следят за любым, даже скромным прогрессом в советско-китайских отношениях. Там видят, что на происходящее в мире в Китае смотрят по- своему, не так, как хотелось бы вашингтонским политикам. Это все больше нервирует тех, кто в своей политике ориентируется на культивирование советско-китайской отчужденности.

И конечно, далеко не все ровно и безоблачно в отношениях США с их партнерами, в том числе партнерами по НАТО. Вашингтон хотел бы, как минимум, монополизировать отношения Восток- Запад, прервать или выхолостить диалог между Востоком и Западом. Этого тоже не получилось. Лучшее тому доказательство - содержательные переговоры последних месяцев в Москве. Словом, речь идет о выявлении позитивной тенденции, об общей заинтересованности у социалистических и капиталистических государств в оздоровлении международной обстановки.

Для полноты картины нельзя не сказать и о том, что не по вашингтонским схемам развиваются события и в Африке, Азии, Латинской Америке, Конечно, нельзя недооценивать влияние империализма в этих регионах. И все же эти страны, сталкиваясь с мучительными проблемами развития, жизненно заинтересованы в здоровом политическом климате. И здесь есть почва для нашего взаимопонимания.

Так что американская политика пробуксовывает, она стала агрессивнее, злее, но не результативнее.

ЗОРИН. Мы говорим о балансе, стратегическом паритете. Многие телезрители спрашивают, что такой баланс означает.

ЧЕРВОВ. Энциклопедия толкует слово "паритет" как "равенство", "баланс" означает "равновесие", "уравновешивание". Эти термины применяются в военном деле при оценке соотношения военных сил. Оценка военных сил - это, конечно, не просто сравнение голых цифр. Это прежде всего учет всех факторов стратегической ситуации. Так, собственно, и зафиксировано в советско-американском совместном заявлении 1979 г.

В оценке возможностей вооруженных сил США и СССР главным является их ядерная мощь, и прежде всего стратегические ядерные силы. Но было бы неправильно подходить к их оценке механически, не учитывать других факторов стратегической ситуации, например различное географическое положение двух стран. Советский Союз вынужден обеспечивать военное равновесие не только в Европе, но и на наших южных и восточных границах. США этого делать не требуется. По этой же причине все американские ядерные вооружения передового базирования, которые в большом количестве развернуты вокруг нашей струны, особенно ядерное оружие средней дальности - "першинги", крылатые ракеты, - по отношению к нам являются стратегическим оружием. Они "достают" нашу территорию, они способны изменить стратегическую ситуацию, поэтому мы должны учитывать их как стратегическое оружие по отношению к СССР. И соблюдение принципа равенства и одинаковой безопасности возможно лишь при учете американских вооружений передового базирования.

Необходимо при этом иметь в виду и еще один принцип, которым США и СССР руководствовались в 70-х годах, а мы неизменно руководствуемся и до сих пор. Этот принцип состоит в следующем: сравнение и поддержание военного равновесия между стратегическими силами должно поддерживаться между США и СССР, которые имеют такие стратегические вооружения. По всем другим силам и средствам военное равновесие должно поддерживаться между блоком НАТО и Варшавским Договором, в том числе по ядерным вооружениям, и в первую очередь по средствам средней дальности. А конкретно между, с одной стороны, Советским Союзом и, с другой стороны Соединенными Штатами, Англией и Францией, то есть между теми государствами, которые имеют такое ядерное оружие. Сейчас американская сторона хотела бы этот принцип изменить и сравнивать ракеты средней дальности только американские и советские. Но без учета ракет Англии и Франции равенство в Европе будет фальшивым.

Конкретно по направлениям. Если взять стратегические вооружения, то наличие равновесия по ним было многократно выверено при подготовке Договора ОСВ-2. Сейчас оно официально признано обеими сторонами, его подтверждают многие компетентные организации Запада.

Ядерные вооружения средней дальности. Вашингтон утверждает сейчас, будто СССР имеет превосходство но ним. Называют соотношения 10:1, 6: 1, но все это неправда. Сегодня страны НАТО имеют преимущество как по носителям - ракетам и самолетам, так и по количеству ядерных зарядов. У Советского Союза 850 носителей и около 2 тыс. ядерных зарядов, у НАТО - 990 носителей и около 3 тыс. ядерных зарядов. Несмотря на это, СССР в одностороннем порядке приостановил до ноября текущего года развертывание своих средств средней дальности и осуществление других ответных мер в Европе, а США, как известно, продолжают развертывать в Европе свои "першинги" и крылатые ракеты. Это ведет к нарушению баланса, и нам придется, очевидно, принимать ответные меры.

На Западе умышленно искажают реальную картину соотношения сил по ядерным средствам средней дальности. На стороне НАТО не учитывают английские и французские ракеты, словно они находятся где-то на Луне и не влияют на баланс сил. Не учитывается авианосная авиация США. Всего в общий расчет не берут около 450 носителей... и более 1,5 тыс. ядерных зарядов. У СССР же засчитывают все средства, в том числе и те, которые находятся на востоке страны и никакого отношения к европейскому балансу не имеют.

По обычным вооруженным силам картина такова: НАТО превосходит Варшавский Договор по общей численности личного состава, по числу боеготовых дивизий, по противотанковым средствам, имеет примерно равное с ним количество артиллерии и бронетанковой техники. НАТО несколько уступает Варшавскому Договору по количеству самолетов тактической авиации. В целом же по обычным вооружениям налицо примерный баланс сил.

ЗОРИН. Приходится констатировать, что, несмотря на неудачу попыток нарушить в минувшие годы в свою пользу равновесие, нынешнее вашингтонское руководство продолжает действовать в том же духе. А для оправдания активно ведутся разговоры, что, дескать, это Советский Союз нарушает важнейшие международные соглашения, прежде всего Договор ОСВ-2 и договор 1072 года о ПРО.

ЧЕРВОВ. Эти инсинуации абсолютно беспочвенны. СССР с большой ответственностью подходит к выполнению взятых на себя обязательств, У США нет никаких фактов нарушений нами обязательств. В попытке обвинить нас американская сторона нередко доходит до абсурда. Так, например, она утверждает, что СССР при испытаниях ракет шифрует некоторую телеметрическую информацию, необходимую для контроля за выполнением. Договора ОСВ-2. Это не так. Мы предложили назвать параметры, которые, по мнению Вашингтона, шифровать не следует. Американская сторона отказывается это сделать. Уже это говорит о надуманности претензии.

Второй пример. Американская сторона утверждает, что у СССР якобы появился второй новый тип межконтинентальных баллистических ракет - СС-25. За новую ракету выдается старая ракета СС-18, которая сейчас у нас модернизируется в строгом соответствии со всеми положениями Договора ОСВ-2. Ссылки Вашингтона на эту ракету делаются для того, чтобы оговорить себе право создать наряду с MX еще одну стратегическую ракету - "Миджитмен".

"Выползая" из договора, администрация США оставляет за собой длинный след грубейших нарушений.

* Сначала вообще поставила крест на ратификации этого договора.

* Затем отказалась оставить в силе протокол к нему, который является неотъемлемой частью договора. Тем самым был дан зеленый свет гонке вооружений по новому каналу - создании крылатых ракет - и нанесен серьезный удар по ограничению стратегических вооружений.

* Далее Вашингтон пошел на прямой обход договора, в частности статей 12 и 13, развернув свои "першинги" и крылатые ракеты в Европе, пытаясь сломать стратегический паритет, который стороны договорились поддерживать.

* США отказались от принципа равенства и одинаковой безопасности, который записан в Договоре ОСВ-2. В нарушение статьи 1 они проявляют несдержанность в создании новых видов стратегических вооружений.

* США нарушают ряд других положений договора. Например, они применяли маскировку над пусковыми установками межконтинентальных баллистических ракет, препятствуя контролю за ними.

Белый дом ведет линию и на подрыв договора о ПРО. "Звездные войны" и этот договор несовместимы. Они антиподы. И если США разрушат этот договор, то все переговоры по ядерным вооружениям потеряют смысл.

ЗОРИН. Мне кажется, в американской политике наблюдается новый поворот. Опять возвращение и к жесткой риторике, и к нагнетанию обстановки. Этот зигзаг объясняется, видимо, тем, что в Вашингтоне большую силу набирают круги, наиболее тесным образом связанные с гонкой вооружений.

ШИШЛИН. Да, в Вашингтоне в моде милитаристский перец, добавляемый в любое политическое блюдо. Однако существенно то, что мировая политическая погода формируется не только в Вашингтоне.

Идет трудная борьба за создание условий и предпосылок для осуществления поворота к лучшему. И здесь ориентиры у советской внешней политики предельно ясные.

Смотрите также: