КУЛЬТУРА. Гражданская позиция художника: как ее понимают в СССР?

   
   

СОВЕТСКИЙ писатель, живописец, актер, скульптор, композитор - это художники нового типа, люди иной, чем ранее, социальной ориентации и мировоззрения. Их положение и роль в обществе в корне отличаются от положения коллег на Западе. Об этом уже обстоятельно рассказывали на страницах "АиФ" NN 7 и 23 за 1985 г. писатель С. Баруздин и скульптор З. Церетели.

Быть художником, композитором, писателем в СССР престижно. Это почетные профессии. Художник в СССР, являющийся членом творческого союза, может целиком посвятить себя любимому делу: финансовая поддержка государства и творческих союзов ему обеспечена. Для советских мастеров литературы и искусства характерна тесная связь с читателем и зрителем. Это отнюдь не затворники в "башне, из слоновой кости", как их пытаются представить "советологи".

Итальянский журнал "Эпока" недавно привел высказывание писательницы Марии Беллончи. Она писала, что власти в ее стране относятся к человеку, занимающемуся литературным трудом,. без всякого уважения. Президент Международной ассоциации литературных критиков Робер Андре, побывавший у нас в стране в конце 1984 г., заявил, что самое сильное впечатление на него произвело то, что руководство страны уделяет литературе такое большое внимание. "Ваша литература является подлинной силой в обществе", - сказал он.

Для советских деятелей культуры тесная связь с жизнью народа - это не только питательная почва, но и ориентир в творчестве.

Так, по линии Союза писателей СССР ежегодно проводится более 150 тыс. выступлений литераторов перед читателями. Союз композиторов СССР организует в год около 7 тыс. творческих встреч. Свыше 8 тыс. живописцев, графиков, скульпторов выезжают каждый год в разные уголки страны, помогая создавать любительские изостудии и общественные музеи, знакомя людей со своим искусством.

В прошлом году, к примеру, только в Вологодской области было проведено более тысячи литературных вечеров, лекций- концертов, Дней литературы, встреч писателей с трудящимися.

Все больший резонанс получает шефство коллективов, театров, литературных журналов над промышленными предприятиями, важнейшими стройками.

Десятилетиями существуют, например, творческие контакты МХАТа с московским заводом "Красный пролетарий", Малый театр уже свыше полувека дружит с самодеятельными артистами столичного завода "Серп и молот". Коллектив журнала "Знамя" шефствует над предприятиями в районе Курской магнитной аномалии, журнала "Новый мир" - над Камским автозаводом.

Недавно Профиздат выпустил сборник "Союз искусства и труда", который рассказывает об общественной активности деятелей культуры, способствующей приобщению широких масс к духовным ценностям.

Часто по очеркам, статьям мастеров культуры, по обращениям творческих союзов принимаются решения законодательными и исполнительными органами. Общеизвестна та лепта, которую внесли в дело охраны природы писатели Л. Леонов, Г. Троепольский, журналист В. Песков. При ленинградской писательской организации действует "экологическая комиссия". Немало сделали и делают художники, писатели, композиторы для организации лучшей охраны памятников истории и культуры.

Разумеется, художник, писатель, композитор влияют на духовную жизнь в первую очередь своими произведениями. Но высокий престиж и авторитет творческой интеллигенции в СССР и за рубежом объясняется также и ее активной гражданской позицией.

"В своем творчестве мы постоянно пропагандируем идеи мира и справедливости, идеи патриотизма и интернациональной солидарности, - сказал на объединенном пленуме правлений творческих союзов и организаций СССР, посвященном 40- летию Победы, солист Большого театра Союза ССР Е. Нестеренко. - Выступая за рубежом, мы чувствуем себя полпредами Советского государства, стремимся рассеять усиленно насаждаемое враждебной буржуазной пропагандой и прессой предубеждение против нашей страны, несем правду о ней, о наших гуманистических идеалах".

Общественная деятельность советских мастеров культуры реально влияет на образ жизни людей, на многие процессы, происходящие в обществе.

Советская точка зрения на позицию художника в обществе проста и ясна: художник не может быть бесстрастным фиксатором тех или иных сторон жизни. Он не может считать свою миссию исчерпанной, лишь указав на отрицательные социальные явления, нуждающиеся в устранении. Он должен сам, своим творчеством, пером, кистью, своими художественными средствами бороться с ними, показывать пути решения проблем. То есть определяющим в творчестве и в гражданской позиции художника должен быть созидательный, конструктивный принцип.

Самая большая удача для советского художника, когда его труд оказывает непосредственное воздействие на сознание людей, когда произведение становится учителем, другом и помощником. Именно таковы лучшие произведения советского искусства.

Смотрите также: