ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Сфера услуг: настоящее и будущее

   
   

В нашей стране разработана и утверждена Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 годы. Она должна внести перелом в удовлетворение растущих потребностей трудящихся.

О ее характере и особенностях мы попросили рассказать старшего эксперта Госплана СССР кандидата экономических наук А. БОКОВА.

БУРЖУАЗНЫЕ ПРОПАГАНДИСТЫ любят позлословить о наших недостатках в сфере обслуживания. При этом дни, конечно же, умалчивают о том, что в СССР в отличие от капиталистических стран все виды обслуживания доступны каждому советскому человеку. Важно заметить, что услуги, предоставляемые населению, не сводятся только к бытовым - пошиву одежды, починке обуви, ремонту бытовой техники. На самом деле сфера услуг гораздо шире. Это и медицинская помощь, и услуги санаториев и домов отдыха, детских дошкольных учреждений, услуги общественного транспорта, связи, юридических консультаций, коммунальные и многие другие. Как известно, одни виды услуг предоставляются населению бесплатно. Другие - транспортные, коммунальные - на льготных условиях. Так, специалистами подсчитано, что на каждый рубль платных услуг, реализуемых населению, государство затрачивает 1 руб. 40 коп. Третьи - полностью оплачиваются населением.

Для современного человека все большее значение приобретают платные так называемые бытовые услуги. И это закономерно. Увеличиваются реальные доходы населения. Возрастают духовные запросы людей. Человек стремится избавиться от той суеты в быту, на которую у нас порой уходит много сил и времени.

Не стоит забывать, что существуют объективные причины отставания службы сервиса в нашей стране. Советскому государству, дабы выстоять в окружении капиталистического мира, приходилось решать более важные проблемы и направлять ресурсы в первую очередь на развитие отраслей материального производства.

Сегодня иное положение. Опираясь на мощный экономический потенциал, государство выделяет значительные средства на развитие и совершенствование услуг для народа. Многое делается для расширения и укрепления материально-технической базы отраслей непроизводственной сферы, деятельность которых в основном направлена на обслуживание населения.

ЧЕМ МЫ РАСПОЛАГАЕМ?

* В непроизводственной сфере сегодня трудятся около 27% всех занятых в народном хозяйстве, здесь сосредоточено почти 33% основных фондов страны. Ежегодно сюда направляется примерно четверть всех капитальных вложений, выделяемых на развитие народного хозяйства.

* За четыре года нынешней пятилетки объем бытовых услуг, реализованных населению, увеличился на 24,5%, в том числе в сельской местности на 25%. При этом особенно быстрыми темпами развивались такие услуги, как ремонт радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств и т. д.

* Полнее стали удовлетворяться потребности советских людей в жилищно-коммунальных услугах, пассажирском транспорте и связи.

Полнее. Но еще далеко не так, как нам хотелось бы. "У нас сейчас, - указывал М. С. Горбачев, выступая на собрании актива Ленинградской партийной организации, - 75, если не все 80% денежных расходов человека покрываются за счет только товарооборота, на услуги же расходуется весьма мало, меньше, чем в ряде других стран".

Что это означает на практике? Очереди в мастерских и приемных пунктах, растянутые сроки выполнения заказов и масса других житейских сложностей.

На решение этих, а также некоторых других вопросов, влияющих на уровень и качество нашей жизни, и направлена принятая недавно Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 годы.

НОВЫЙ ПОДХОД К СТАРЫМ ПРОБЛЕМАМ

Реализация намеченной программы позволит преодолеть неудовлетворенный спрос на платные услуги, а за счет этого ослабить нагрузку на розничный товарооборот и достичь большей сбалансированности денежных доходов и расходов населения. Предусматривается также преодолеть имеющиеся различия в развитии сети платного обслуживания между городской и сельской местностью, обеспечить гибкость и общедоступность различных форм обслуживания.

Принципиально новым моментом программы является то, что в ней впервые в хозяйственной практике ставится задача включить весь комплекс платных услуг в систему народнохозяйственных планов. В пятилетних и годовых планах намечено предусматривать меры по увеличению объемов производства товаров и оказанию услуг в полном соответствии с растущими денежными доходами населения. Уже в двенадцатой пятилетке планируется увеличить объем платных услуг населению в 1,3 - 1,4 раза.

К решению задачи по развитию услуг будут привлечены как предприятия местного и республиканского, так и союзного значения. При этом предполагается организовать на всех предприятиях производство платных услуг для населения. К примеру, предприятия, выпускающие бытовую технику, радиотелевизионную аппаратуру, мебель, могли бы открыть у себя приемные пункты по техническому обслуживанию этих товаров и их ремонту. Строительные организации будут привлекаться к оказанию населению услуг по ремонту и благоустройству квартир и жилых домов, изготовлению и установке садовых домиков и т. д.

Уже широкую известность получил опыт строителей Ленинграда и Саратовской области. Главленинградстрой и Саратовгэсстрой выполняют за дополнительную плату отделку квартир по заказам жильцов. При этом экономятся строительные материалы, а жильцы вселяются в новую квартиру, отделанную по их вкусу. Согласитесь, что это выгодно государству и удобно населению.

Предполагается довести объем таких работ к 1990 г. до 20 - 25% вводимой в эксплуатацию общей площади жилых домов, строящихся за счет государственных капитальных вложений.

Производство товаров и услуг для населения будет базироваться на использовании достижений научно-технического прогресса, что повысит их качество, значительно расширит ассортимент.

Сама жизнь, постоянно растущие запросы населения рождают все новые и новые потребности в услугах. Недалек тот день, когда войдут в практику такие услуги, как, например, заказ билетов в театр, сообщение о наличии того или иного товара в продаже и его бронирование, посреднические услуги и т. п.

Для удобства населения намечается внедрить прогрессивные формы обслуживания: прием заказов на дому и по телефону, доставка выполненных заказов, организация обслуживания по месту работы и др. Будет продолжена работа по улучшению режимов работы предприятий службы быта, учреждений здравоохранения, коммунального хозяйства и других организаций сферы обслуживания.

Смотрите также: