ЗА ФАСАДОМ БУРЖУАЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ. "Ты - мне, я - тебе"

   
   

Влияние верхушек "деловых общин" отдельных штатов и регионов на общеполитическую жизнь в США не ограничивается тем, что они направляют в Вашингтон "своих" сенаторов и членов палаты представителей. По сути, вся исполнительная власть, весь верхний слой управленческого механизма, аппарат Белого дома, кабинет, да и сам президент - ставленники не "нации в целом", как утверждает буржуазная пропаганда, а тех или иных групп капитала.

СКОЛЬКО СТОИТ КРЕСЛО ГУБЕРНАТОРА?

Нынешний хозяин Белого дома не исключение. Как свидетельствуют факты, он тесно связан с калифорнийской элитой.

Развернув свою кампанию за избрание губернатором Калифорнии в 1966 г. на волне недовольства демократами, Р. Рейган сумел заручиться поддержкой политически активной части местной предпринимательской верхушки, в которой господствовали ультраконсервативные настроения. Несколько крупных предпринимателей из Южной Калифорнии предоставили Рейгану солидную по тем временам сумму - 4 млн. долл. Многие из них финансировали и последующие политические кампании Рейгана - на пост губернатора в 1970 г. и на пост президента в 1968, 1976, 1980 и 1984 гг. Среди них автопромышленник Х. Татл, ставший казначеем кампании Рейгана по выборам в губернаторы, нефтепромышленники С. Рабел и Г. Сальватори, финансисты Дж. Людвиг и Г. Смит, сталелитейный магнат Э. Йоргенсен. Из 30 первых назначенцев губернатора в 1967 г. 11 были крупными землевладельцами, 18 представляли финансовые учреждения штата.

Уже в первый срок (1967 - 1970 гг.) пребывания Рейгана на посту губернатора Калифорнии он провел ряд политических мероприятий, имевших важное значение не только для его "доноров", но и для финансово-промышленной верхушки штата в целом.

В частности, Рейган принял меры по защите интересов нефте- и агробизнеса. В состав агентства по охране окружающей среды им были назначены исключительно представители нефтяных, газовых, строительных и других компаний, заинтересованных в отмене действовавших в штате законов, которые ограничивали деятельность данных корпораций. В результате одна группа местных компаний получила выгоднейшие подряды на бурение глубоководных скважин у берегов Калифорнии, другая - на строительство ядерных электростанций.

Находясь на посту губернатора, Р. Рейган сделал все от него зависящее, чтобы заручиться поддержкой могущественных кругов военно-промышленного комплекса Калифорнии. Ассигнования на военные подряды не входят в юрисдикцию правительств штатов, однако Рейган смог заполучить солидные денежные фонды из Вашингтона и направить их в сейфы крупных калифорнийских подрядчиков Пентагона, прежде всего компаний по производству электронной техники.

В конце 60-х годов в Калифорнии был принят закон о снижении налогов на прибыль; произведены крупные сокращения расходов на социальные нужды (так, Рейган наложил вето на действовавшую в Калифорнии систему помощи малоимущим и бедным слоям населения).

В числе главных финансовых "доноров" второй кампании Рейгана по выборам в губернаторы оказались такие крупные калифорнийские корпорации, как "Локхид", "Пасифик телефон энд телеграф", "Сазерн пасифик". Как отмечалось в американской печати, без финансовой поддержки калифорнийских миллионеров этот политик "никогда не был бы избран на пост губернатора Калифорнии, а затем президента США".

НУ КАК НЕ ПОРАДЕТЬ РОДНОМУ... ШТАТУ

Придя в Белый дом, Р. Рейган устанавливает особые отношения с деловой верхушкой своего штата. В первые три года пребывания его у власти калифорнийцы контролировали более 40 ключевых постов в Белом доме и около 140 на уровне кабинета и второго эшелона администрации. Основные назначения в правительстве осуществлялись по рекомендациям так называемого "кухонного кабинета" президента - группы наиболее близких советников Рейгана, целиком состоявшей из состоятельных калифорнийцев. Как писала "Нью-Йорк таймс", "одна из проблем Рейгана заключалась в том, что ему захотелось видеть рядом своих калифорнийских дружков; этого мало: когда требовался совет в вопросах, в которых они мало что смыслили, он все же предпочитал полагаться на них, а не на действительно компетентных людей".

Крупнейшие выгоды от пребывания Рейгана в Белом доме извлек военно-промышленный комплекс Калифорнии. Уже в первый год его президентства Калифорния получила 16,9 млрд. долл. только по линии прямых военных закупок - вдвое с лишним больше, чем любой другой штат. В 1982 г. эта сумма составила уже 19,6 млрд. долл., а еще через год - 26,3 млрд. Темпы роста ассигнований в штате по линии министерства обороны, согласно данным на 1982 г., составляли 26,1 %. Для сравнения отметим, что рост закупок Пентагона в Техасе, стоящем по этому показателю на следующем месте после Калифорнии, в тот же период составил лишь 6,2%. В результате в 1983 г. калифорнийские военно-промышленные корпорации получили рекордные 9 млрд. долл. чистой прибыли.

Список основных подрядчиков Пентагона включает 8550 калифорнийских компаний. Крупнейшие из них производят все важнейшие системы стратегического оружия, создаваемого в США, и, естественно, самым прямым образом заинтересованы в гонке вооружений.

Не без вмешательства администрации основные подряды Пентагона по созданию компонентов стратегической ракетной системы МХ были переданы в Калифорнию. Генеральным подрядчиком программы стала "Нортроп корпорейшн".

Контракты на реализацию возрожденной администрацией программы строительства стратегического бомбардировщика В-1 также в основном были переданы в Калифорнию. Генеральным подрядчиком программы стала "Рокуэлл интернэшнл". Калифорнийская "Нортроп корпорейшн" - головная в разработке нового стратегического бомбардировщика-невидимки "Стелс".

Дополнительные многомиллионные заказы были переданы и подрядчикам, производящим ракеты "Трайдент-2" (этих подрядчиков в Калифорнии десять), "Першинг-2" (шесть) и крылатые ракеты (десять).

ЗАКАЗЫ НА "ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ"- ТОЖЕ "СВОИМ"

Решение администрации распространить гонку вооружений на космос обернулось для калифорнийских военно-промышленных корпораций серией многомиллиардных подрядов. Так, "Рокуэлл интернэшнл" получила заказ на строительство 28 космических спутников военного назначения. Компания "Хелионетикс" занимается разработкой и производством лазерного оружия. Фирма "Сайенс эппликейшнз" заключила контракт на создание нового космического корабля, который должен выполнять как разведывательные функции, так и функции бомбардировщика.

На долю 12 крупнейших калифорнийских военных концернов уже в первый год президентства Рейгана выпало более половины (54%) всех прямых военных заказов.

Много писали о связях нынешней администрации с калифорнийской строительной компанией "Бектел". Эта гигантская корпорация, постоянный "донор" политических кампаний Рейгана, делегировала в администрацию немало своих представителей. В их числе - бывший президент компании, нынешний государственный секретарь Дж. Шульц; ее вице-президент К. Уайнбергер, ставший министром обороны; еще один вице- президент, К. Дэвис, занимавший до 1982 г. пост заместителя министра энергетики; консультант компании Ф. Хабиб, в 1981 - 1982 гг. занимавший пост специального представителя президента Рейгана на Ближнем Востоке, и др. Эта компания, занимающаяся в основном строительством объектов ядерной энергетики, в течение лишь первого года президентства Рейгана только по линии министерства энергетики (т. е. через упомянутого К. Дэвиса) получила подряды на сумму 250 млн. долл.

Ясно, что Рейган не может действовать только как "президент от Калифорнии". Он старается проводить курс, отвечающий интересам предпринимательской верхушки в целом.

Однако не вызывает сомнений, что рост реакционных тенденций в американской внешней политике, курс на конфронтацию и гонку вооружений не в последнюю очередь обусловлены финансовыми интересами именно калифорнийских магнатов.

Д. БРАЦЛАВСКИЙ, кандидат исторических наук

Смотрите также: