Императоры на весах вечности

   
   

Древнегреческий мудрец Солон говорил, что судить о человеке можно лишь после того, как он закончил свой земной путь, ибо для правильной его оценки важно не столько то, как он жил, сколько то, как он умирал.

ДАВАЙТЕ попробуем именно с этим критерием подойти к такой личности, как Наполеон. И сравним его закат и уход с закатом и уходом другой личности того же исторического масштаба - Александра I, бывшего сначала его другом, а потом - непримиримым врагом.

Что скрывал Наполеон?

КАЗАЛОСЬ БЫ, что в биографии Наполеона может оставаться неизвестным, ведь она восстановлена исследователями так подробно, что её можно расписать по дням и даже по часам. Однако же целый пласт его жизни, может быть самый важный, остался скрытым от публики. Намёк на это сокровенное в его душе впервые прозвучал в беседах с генералом Бертраном на острове Святой Елены, когда одиночество и мысли о близящейся смерти делали в глазах Наполеона суетными дипломатические и политические соображения и заставляли быть искренним, как на последней исповеди. Но общество не захотело принять этот непривычный для себя образ, а дневники Бертрана были напечатаны только через тридцать лет после смерти Наполеона, в 1849-1859 гг.

Главное, что открылось о Наполеоне в этих записях, - его глубокая религиозность. Именно её он тщательно скрывал от окружающих: "Об этом я сейчас очень жалею", - сказал он Бертрану. Подтверждением того, что Христос был для него живой реальностью, без соединения с которой человек - ничто, является то обстоятельство, что наиболее настойчивой просьбой к губернатору острова была просьба пригласить священника, чтобы причаститься. Месса была для Наполеона необходима как воздух. То, что его вера пришла не на склоне лет, а жила в нём смолоду, доказывается его легендарной отвагой в сражениях, особенно ярко продемонстрированной на Аркольском мосту. Бонапарт чувствовал свою харизму и был уверен, что Бог отведёт от него все пули. Так оно, видимо, и было. И надо подчеркнуть, что его вера была не "бытовой", не семейной традицией, впитанной им в детстве на "отсталой" Корсике, а вполне сознательной и богословски весьма зрелой.

Человек с таким интеллектом не мог не размышлять о религии, и в результате этих размышлений, которыми он поделился с генералом Бертраном, он выделил и подверг уничтожающей критике главный недостаток протестантизма, который делает эту религию ересью, - отсутствие мистики, неверие в таинства, - с такой чёткостью, которая сделает честь любому профессиональному теологу. А в конце этой беседы сказал: "Конечно, схизматики ближе нам, католикам, чем протестанты". Схизматиками во Франции называли православных.

Александр шёл иным путём