Пять признаков конца света. И как можно его отсрочить

   
   

Нынешним летом человечество умудрилось пережить дату 06.06.06, на которую, по мнению многих, пришлось число дьявола, грозившее немедленным апокалипсисом. Но вслед за этим на людей навалилась череда небывалых несчастий: огромное количество авиакатастроф, невиданная жара в Европе и Америке, которая унесла сотни жизней, страшнейшие наводнения в Китае и Японии и в довершение всего - война на Ближнем Востоке. Многие говорят, что близится конец света. Так ли это?
Е. С е м ё н о в, Когалым

СОВЕРШЕННО определённо говоря о Судном дне, Священное Писание не даёт никакого конкретного срока. Более того, подчёркивает, что он неизвестен даже ангелам небесным и его знает только сам Творец. То, что столь загаженная людскими пакостями вещь, как человеческая история, кончится (как сказал Бердяев, только в этом случае в ней будет какой-то смысл), понятно, но ведь очень хочется знать: когда? Бог Сын пошёл навстречу нашему любопытству и в двадцать четвёртой главе Евангелия от Матфея дал признаки приближения конца времён.

О нашем ли веке это пророчество?

"БУДУТ войны и военные слухи". Здесь Иисус будто видит на две тысячи лет вперёд нынешнее время. Только что закончившееся ХХ столетие вместило в себя две мировые войны, а локальным вооружённым конфликтам просто не было числа. И сейчас висит над нами предчувствие войн. Например, слухи о войне США против Ирана, Северной Кореи с неизбежным втягиванием в противостояние множества других государств. Но, приведя этот признак, Иисус добавляет: это ещё не конец.

Читаем дальше. "Встают народ на народ и царство на царство и будут предавать и убивать друг друга". Это та самая тайная война сверхдержав, которая давно уже идёт.

Третий признак - "Верные Христу будут ненавидимы и гонимы" - уже исполняется. Запад давно отошёл от веры предков, и напоминание о ней его раздражает до такой степени, что он не включил в европейскую конституцию даже упоминания о своих христианских корнях. Видно, забыли там о словах Спасителя: "Кто постыдится Меня перед людьми, того и Я постыжусь перед Отцом Моим". Но и это ещё не последний окончательный признак. Последние два - "Будет Евангелие сие проповедано во всей Вселенной, и оскудеет любовь". Приведя их, Иисус добавляет: "И тогда наступит конец" (Мф 24, 14).

Первый критерий выполнен, Евангелие продаётся во всём мире и стоит дешевле буханки хлеба, а кто и этих денег пожалеет, может получить его бесплатно. А что можно сказать о втором, последнем критерии?

Ненависть подаёт надежду

НА ПЕРВЫЙ взгляд всё совершенно ясно: о какой любви можно говорить, когда кругом одна ненависть. Но, как это ни парадоксально, именно небывалый и неслыханный накал ненависти, характеризующий наше время, подаёт надежду. Пока в человеке кипят эмоции, не важно, положительные или отрицательные, о нём можно сказать лишь одно: он - жив, в нём кроется внутренняя сила и энергия, которая быстро может поменять своё конкретное внешнее выражение.

Чтобы любовь вошла в мир и стала его главной творческой силой, необходим предмет любви. В эпоху феодализма и сменивших его европейских монархий, включая в них и русскую монархию, этим предметом была земля. Люди кормились землёй, бережно и ласково ухаживали за ней и чувствовали её ответную ласку, выражавшуюся в чудной красоте, созданной совместными усилиями человека и природы, т. е. Творца. Мы, русские, ещё помним этот тип красоты. На этой-то духовности и стояла великая Россия.

У русских антимонархистов девизом были слова Некрасова: "Уведи меня в стан погибающих за великое дело любви!". Что же это была за странная любовь, ради которой надо было бросать бомбы в царя и назначенных им начальников? Марксисты чётко ответили на этот вопрос: это солидарность трудящихся. А ненависть, разжигаемая ими во имя этой грядущей любви, была направлена на эксплуататоров и предполагалась временной. Когда с её помощью эксплуататоры будут уничтожены и воцарится бесклассовое общество, все будут любить всех, и на крик "товарищ!" будет, по слову Маяковского, "оборачиваться земля". А придя к власти, они первым делом призвали нас к любви - любви к социалистической Родине и её вождям. Хоть это был и суррогат, но как-то и кого-то он удовлетворял, а сегодня мы и его лишились. И именно от этого, а не от материального неблагополучия, чувствуем себя несчастными. Ведь в глубине души несчастны и благополучные обитатели Запада. Многие там настолько остро переживают дефицит любви, что начинают пламенно любить бессловесных тварей, добиваясь запрещения охоты.

Выбор за нами

ЧТОБЫ стало яснее, в чём может состоять новый предмет любви рода человеческого, надо уяснить, что является предметом нынешней ненависти. Прежде всего самая страстная ненависть нашего времени - исламских фундаменталистов к Западу. По мнению многих исследователей, ярость этих людей вызывает то обстоятельство, что Запад всеми средствами навязывает им своё представление о том, как надо жить, и тем самым разрушает традиционный быт магометан. Самое чувствительное для них - семья и положение женщины. У мусульман - строгая регламентация брачных отношений, у Запада - полная терпимость к супружеской измене. И тут мусульманам более всех ненавистны американцы с их "сексуальной революцией".

И другие виды сотрясающей планету ненависти имеют ту же самую природу, вырастая из глубинного протеста "дайте нам жить по-своему!". Сегодня у человека осталось одно, что он может ощущать своим и любить, - цивилизация, к которой он принадлежит исторически и генетически, и он должен хранить и лелеять её, как когда-то хранил и лелеял землю, понимая при этом, что на это имеют право и другие народы и их не нужно перевоспитывать.

Если такая терпимость будет принята мировым сообществом как фундаментальный принцип нашего века и зафиксирована в международном праве, тогда действительно будет построен тот многополярный мир, который пока существует лишь теоретически, ненависть утихнет, оскудение любви остановится и конец времён будет отсрочен.

Смотрите также: