Дэвид Линч. В поисках внутренней свободы

   
   

Дэвид Линч - имя, знакомое не только поклонникам кино, но и любителям сериалов: его "Твин Пикс" уже считается классикой жанра.

В СВОЁ время фильмы "Человек-слон" и "Синий бархат" сделали Линчу большое и скандальное имя. Он стал мэтром режиссуры, в чьих картинах мистика, ужасы и самые бытовые вещи сплетались под завораживающую музыку Анджело Бадаламенти в тугой чувственный узел. Когда на Каннском фестивале 1990 года фильм "Дикие сердцем" отхватил "Золотую пальмовую ветвь", этот год назвали "годом Линча". В 2001-м в том же Канне за режиссуру был награждён "Малхолланд Драйв", а в этом году Линч показал в Венеции свою новую ленту "Внутренняя империя".

Лас-Вегас - это открытая дверь

СНЯТАЯ в Польше в цифровом формате картина доводит до предельной концентрации главные темы великого режиссёра, до конца обнажает его методологию и приёмы. Это - катастрофическое кино: дуют дьявольские ветры, улицы городов заполнены бездомными и алкашами, а попытка человека укрыться в своей "внутренней империи" терпит крах, его ждут распад и раздвоение сознания. Перед венецианской премьерой Линча наградили почётным "Золотым львом" за вклад в кинематограф, и весь зал во главе с президентом большого жюри Катрин Денёв аплодировал ему стоя.

А потом классик сидел в парке легендарного венецианского отеля "Ди Бэн" в белой рубашке, застёгнутой на все пуговицы, и охотно отвечал на вопросы. Иногда на минуту задумывался, был чрезвычайно доброжелателен, открыт и взволнован.

- Уже вторая ваша картина связана с миром кино. Каково ваше отношение к Голливуду - главной фабрике грёз?

- Лос-Анджелес - это город, куда ежедневно съезжаются молодые люди в погоне за мечтой. Но она сбывается далеко не у всех. Я тоже приехал сюда лет тридцать пять назад. Это было в августе, ночью, и больше всего меня поразил свет. Он бил отовсюду, я никогда не видел такого света. Это открыло во мне какой-то шлюз, и я ощутил прилив свободы. Голливуд, как и Лас-Вегас, - это открытая дверь из автобуса или из самолёта. Вы выходите, и перед вами открывается мир.

- Некоторые жалуются, что не понимают запутанного сюжета ваших последних картин...

- Те, кому мои фильмы не нравятся, делают мне одолжение: они призывают искать новые пути и новых зрителей. Вообще же язык кино говорит больше, чем сюжет или слова. В своё время так до меня дошёл фильм "Восемь с половиной" Феллини. Правда, сегодня всё меньше возможностей прозвучать для других голосов. Если бы Феллини сделал свой фильм в наши дни, он бы просто не имел коммерческого проката.

- Но ваши фильмы находят своё место.

- В кинематографе найдётся комната для каждого. Хотя в Америке арт-хаусные кинотеатры умирают, всё коммерциализируется. Где буду я - не знаю. Где-то...

Запретов быть не должно!