В рай - на Голгофу

   
   

Соловецкий скит на горе Голгофа среди острова Анзер стоит на одном меридиане с Иерусалимом и библейской Голгофой. Но только у Полярного круга.

ВТОРОЙ по величине остров архипелага Анзер - святая святых Соловков. Изначально самое закрытое место Северной обители. В 2001-м во время визита на архипелаг Путин отдал его в аренду монастырю и тем самым восстановил историческую справедливость. С XVII века за вычетом советской эпохи там не было мирских поселений. А кроме того, на Анзере самый аскетичный устав и пост в русских монастырях. Не так давно иноков "благословили на рыбу и подсолнечное масло". Хотя местные озёра всегда были известны жирными окунями. А молоко, яйца и все продукты животного происхождения монахам строжайше запрещено вкушать даже на Пасху. Трапеза постнее некуда: хлеб, квас и сухари, размоченные в воде. В праздники - капуста, горох, грибы и ягоды. И круглосуточное чтение молитв.

Ужас в оазисе

"МЕНЯ тут преследует жуткое чувство, - сказал на тропе, ведущей к Голгофе, один из паломников моей группы. - Райский пейзаж на братской могиле. Вокруг такая красота, а под ногами - кости мучеников..." Этот контраст - суть и дух Анзера. Природа не тронута: остров - оазис среди холодных беломорских пустынь. Свой субклимат, в девственных лесах нет хищников, змей, клещей и т. д. Душа раскрывается - и наталкивается на ужас.

Монастырская провожатая группы по имени Варвара нараспев, как псалом, читает из тетрадки записи о соловецкой душегубке. "В лагерное время, - говорит она, - анзерские скиты разделили судьбу всей обители". Hа острове был штрафной тифозный изолятор - "больничка". В церкви Воскресения так изощрённо "лечили смертью", что её назвали "кровавой харчевней"... Как на материке заключённые боялись Соловков, так узники монастыря страшились попасть на Анзер. И, наоборот, все рвались отсюда в соловецкие камеры-кельи. А самым жутким местом на Анзере стал пятиглавый каменный храм с высокой колокольней "Во имя Распятия Господа Нашего".

...По словам Солженицына, фельдшеры здесь давали больным стрихнин, а затем заиндевевшие мертвецы в одном белье подолгу стояли в притворе храма (так больше влезало). Когда притвор переполнялся, трупы сталкивали со склона... Соловецкая гора стала поистине русской Голгофой - людей там уничтожали с особой кощунственностью. Приёмы анзерских палачей позже заимствовали немцы: людей хоронили живыми, жгли бараки с тифозниками. Мучениками Анзера стали священники и уголовники, проститутки и монахини, атеисты и православные. И случалось, что в день на острове умирало по 20 человек. Всего за время СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения) - больше 10 тысяч. И Анзер - самое массовое на Соловках кладбище заключённых.

"Остров, похожий на рай, - подытоживает Варвара, поправляя на голове белый платок. - И в то же время - остров-плаха, остров-тюрьма. Символ жизни народа: на грани ада и неба, в вечной борьбе жизни и смерти..."

Колумб и месса