Говорят, что государство выкупило у итальянцев "Тихий Дон" за 8 млн. долл.
ЧТО же мы увидели - шедевр великого режиссёра или компромисс, на который пришлось пойти Мастеру, чтобы воплотить в жизнь мечту? Ведь деньги на проект он смог найти только за границей.
"Герои, как вяленые воблы"
СВЕТЛАНА ШОЛОХОВА, дочь М. Шолохова:
- Я ПОСМОТРЕЛА только половину первой серии этого сериала и больше смотреть не хочу. Потому что у меня давно сложилось своё представление о героях романа. А здесь и Аксинья не Аксинья, и Григорий не Григорий. Иностранные актёры не знают менталитета людей, живущих здесь. Ведь Григорий - это сама страсть! А в исполнении Руперта Эверетта - это вяленая вобла, никакого огонька. Аксинья должна быть мощной красавицей. А эта актриса - какая-то птичка, которая ведра воды поднять не может. Бегает по станице с распущенными волосами, как цыганка. Ни одна казачка себе такого не позволила бы! Был когда-то немой фильм "Тихий Дон". Вот там актёры Абрикосов и Цесарская - настоящие Григорий и Аксинья. А вот на Бондарчука у нас в Вёшенской все ругаются. Это уже не тот Бондарчук, который великие фильмы снимал. Моим сестре и брату тоже этот фильм не нравится.
"Рука Мастера видна"
Виктор МАТИЗЕН, критик:
- СМОТРЮ сериал не без удовольствия и с большим любопытством. Мне нравится Руперт Эверетт, который, согласен, совершенно не похож на донского казака, но чрезвычайно импозантен. Забавно смотреть на Аксинью, которая также далека от образа казачки. Впрочем, как в своё время далека была от этого образа Элина Быстрицкая в экранизации Герасимова. С другой стороны, такое положение вещей можно рассматривать как своеобразный творческий ход. Правдоподобных казаков мы уже видели, а это - нечто новенькое.
Отдельно стоит отметить пейзажные зарисовки в картине. Видно, что режиссёр упивается степью. Отдельные кадры и эпизоды необычайно красивые. В целом же сериал смотрится весьма увлекательно. Даже без скидки на то, что снимался он 15 лет назад. "Тихий Дон" Бондарчука не уступает самым лучшим современным сериалам. Рука мастера отчётливо видна. А что касается налёта "голливудщины", то надо смириться с фактом - фильм делался прежде всего в расчёте на иностранного зрителя. Мне кажется, нашу самобытность в её первозданном виде преподносить нельзя. Бондарчук смог слегка "огламурить" "Тихий Дон", и в этом нет ничего плохого.
"Топ-модели на Дону"
ЮРИЙ БОГОМОЛОВ, кинокритик:
"ТИХИЙ ДОН" изначально снимался в расчёте на западную публику. Всё игралось на английском языке, главные роли исполняли зарубежные актёры, снимал итальянский оператор, музыку писал итальянский композитор.
На западный рынок "Тихий Дон" так и не вышел, зато картину приобрели мы. Я думаю, это очень хорошее приобретение. Просто не надо делать фантик съедобнее конфеты - ведь порождённые рекламной шумихой завышенные ожидания могут не оправдаться. Слава богу, что всё возвращено к жизни - это очень интересный факт и биографии Сергея Бондарчука, и истории отечественного кино. Именно так и стоило относиться к фильму, а не как к событию мирового значения.
Наши актёры смотрятся гораздо естественнее западных звёзд. Гостюхин органичен в роли Петра Мелехова, и даже разнузданная Андрейченко - Дарья не вызывает отторжения. А вот француженка - Аксинья не выдерживает сравнения ни с Быстрицкой, ни с Цесарской, которые в предыдущих экранизациях очень "вкусно" изобразили своих героинь. Григорий Мелехов в исполнении Руперта Эверетта - это такая мужская топ-модель. Видно, что всё ему до лампочки, чувствует он себя в этой чуждой ему среде абсолютно некомфортно. Создатели могут говорить сегодня, что им удалось вживить персонажи в донские реалии, но это неправда, и это видно. А уж когда ты слышишь их говор: "Али!", "Чо!", то развеиваются последние иллюзии.
Как-то Фёдор Бондарчук, говоря о "Тихом Доне", обронил фразу, что его отец хотел снимать не историю страны, а историю любви. Возможно, это и есть самая главная ошибка данного проекта. Я ещё не знаю, чем и как закончится фильм, и пока вижу лишь лав-стори "Аксинья энд Григорий". "Тихий Дон" Бондарчука рискует повторить судьбу западных экранизаций "Доктора Живаго" - зарубежные режиссёры снимали любовную историю Лары и Юрия Живаго, а не трагедию крушения империи. Если Прошкину в его сериале "Доктор Живаго" удалось всё-таки проникнуть в суть исторической и гуманистической коллизии, то его предшественники сняли лишь пенки любовных отношений, завернули этот товар и продали западному зрителю. Вот и в "Тихом Доне" всё увиденное пока не трогает - в картине есть вялые сцены, есть конвульсивно-истерические. И этот перепад свидетельствует о том, что режиссёр был угнетён тем компромиссом, на который ему пришлось пойти.
Парадоксы "Тихого Дона"
ПОКА зрители и критики спорят о достоинствах и недостатках нового "Тихого Дона", жители станицы Вёшенской особенно внимательно смотрят на экраны телевизоров.
ИМЕННО здесь 15 лет назад Сергей Бондарчук снимал свою киноэпопею. Участвовать в массовке пригласили местных казаков. В те годы простой 23-летний парень, а ныне казачий атаман Юрий КАРТАШОВ вспоминает, как проходили съёмки:
- Вообще фильм этот сейчас у нас все смотрят: там ведь, почитай, каждый в массовке успел сняться. Чуть ли не весь район тогда на съёмках был. Правда, наши казачк`и Бондарчука подвели. На радостях, что артистами стали, решили это дело отметить. Ну и переотмечали, так сказать. Уже надо съёмки начинать, а народу нет - все "уставшие". Бондарчук сперва ругался, а потом плюнул: мол, что ж поделаешь. И сам присоединился. Посидели с ним, выпили, побратались, после этого и начали кино делать.
- Только сейчас мы узнали, что англичанин тот, который Гришку играл, этот, ну... "голубой". В те-то годы про такие вещи никто знать не знал. Правда, что он странный какой-то, все сразу заметили. Ходит, как баба, шашку берёт, как баба коромысло. Некоторые поначалу даже думали: может, правда, баба? Присмотрелись - нет, вроде мужик... А так он себя больше ничем не проявил.
- Один эпизод мы Бондарчуку всё-таки загубили. Когда снималась сцена начала восстания, мы изображали взбунтовавшихся казаков. Естественно, всю массовку переодели в дореволюционную одежду. Сцена была сложная - народу много, все суетятся, нервничают. Наконец отсняли, идём с площадки... Бондарчук на нас смотрит и вдруг как закричит: "Испортили плёнку! Загубили сцену!" Оказывается, один наш казак появился в кадре в... джинсах. Может, забыл снять, а может, похвастаться дефицитом захотел. Казачьи шаровары синие, джинсы тоже синие - вот костюмеры в толпе и недосмотрели. Пришлось всё заново переснимать.
Самые заметные ляпы в сериале:
• Аксинья появляется в кадре простоволосой. На самом деле казачки так не ходили, выставить волосы напоказ считалось позором.
• Когда Аксинья несёт вёдра на коромысле, видно, что они пустые: оказывается, французская актриса не смогла поднять наполненные вёдра на плечи.
• Донские казаки почему-то говорят с украинским акцентом, а также носят украинские соломенные шляпы.
• Григорий ест деревянной ложкой, но не из глиняной миски, а из современной тарелки.
Смотрите также:
- Леонид ГАЙДАЙ: "Операция "Ы" и другие приключения режиссера" →
- Олег Стриженов: "Назвать артиста звездой - это оскорбление" →
- Эльдар Рязанов вооружён камерой и очень опасен →