Русские наступили на французские грабли.
"ПОЧЕМУ Великий Октябрь мы празднуем в ноябре?" Старый вопрос-анекдот, казалось бы, утратил актуальность. 7 ноября больше нет в списке красных дней календаря. Но споры вокруг этой даты не утихают.
ЧТО интересно: русская революция начала ХХ века была почти точным повторением французской революции конца XVIII века. Недаром для большевиков якобинцы были кумирами. Сотни фабрик и совхозов при Советах были названы именами Марата, Робеспьера и их соратников.
Сёстры-близняшки
СМОТРИТЕ: "Великая французская революция", "Великая Октябрьская революция" - эпитет один и тот же. Скажем, английскую революцию XVII века язык не поворачивается назвать "великой буржуазной". Там величие было как раз до революции, когда нацию возглавлял король, блиставший всеми атрибутами - торжественными церемониалами, пышным двором и т. д. А сменилось это властью торгашей и банкиров, пошлостью и мещанством.
И нашу, и французскую революцию предваряла всё усиливающаяся дискредитация Церкви как государственного института. Говоря "раздавить гадину", Вольтер имел в виду самый сильный удар, который только может быть нанесён по Церкви, - раскол. На Западе раскол Католической церкви начался в 1517 г., когда Лютер выступил со своими разоблачениями папского престола. У нас старообрядческий раскол случился в 1660-х годах.
Следующим шагом было устранение Божьего Помазанника, монарха, которого ослабленная Церковь уже не могла защитить. Во Франции король был свергнут 10 августа 1792 г., нашего царя заставили отречься от престола 15 марта 1917 г. После этого в обеих странах к власти сперва пришла либеральная буржуазия: там - жирондисты, здесь - Временное правительство. А через несколько месяцев их место заняли решительные люди, которые сказали "нет" религии, а вместе с нею и всему "старому миру". Во Франции это были якобинцы, в России - большевики. Крепко взяв власть в свои мозолистые руки, они начали с казни монарха и большинства либералов, потом перешли на аристократию, а далее развязали массовый террор и Гражданскую войну.
Строители нового мира