85 лет назад, в декабре 1921 г., закончился исход казаков с греческого острова Лемнос. Как они там оказались?
ВО ВРЕМЯ эвакуации армии Врангеля из Крыма в 1920 г. Россию покинули примерно 150 тысяч человек. Обеспечивавшие отход англичане и французы разделили беженцев. Армейские части высадили в Галлиполи (Турция), флот отправили в Бизерту (Тунис). Казачьим частям достался греческий остров Лемнос, который со времён Первой мировой войны контролировала Франция. Начиная с ноября там было размещено примерно 22 тысячи "сабель" - кубанские, донские и терско-астраханские казаки с неучтённым количеством жён и детей.
Слепая надежда
ЧТО первым делом строит русский человек на новом месте? Баню и церковь. И то и другое казаки оборудовали в полученных от французской военной администрации палатках. И начали жить. Сперва всё шло неплохо. Судя по тому, что при полевом госпитале работало родильное отделение, казаки на чужбине "плодились и размножались". Донцы выпускали рукописный листок, а кубанцы - будто бы даже набранную типографским способом газету. Давал представления театр под открытым небом, работала читальня. Действовали даже мужской и женский пляжи.
Сперва командирам удавалось поддерживать почти полное подобие жизни в воинской части: подъём в 5 утра, гимнастические упражнения, строевая подготовка. Проводились парады, работали офицерские курсы. Была надежда на то, что сегодня, завтра, через месяц Антанта раздаст казакам оружие и пошлёт их отвоёвывать у "красной сволочи" Кубань и Тихий Дон...
Кубанцы с донцами жили порознь в лагерях, разделённых проливом. Судя по всему, друг друга они недолюбливали. Французская же администрация особой разницы между "соsaque russe" не видела. И тех и других из лагерей не выпускали вооружённые патрули. И тех и других весьма скудно снабжали продовольствием. На человека - полкило хлеба, 300 г картошки, 200 г консервов, 30 г сахара и 4 г чая в день.
Но если с едой ещё можно было как-то выкрутиться, сменять у греков сапоги или ремни на барана (казаки называли Лемнос "Бараньим островом"), то с дровами дело было совсем швах. Французские власти выдавали мало, а остров был да и остаётся почти совершенно "лысым". Дров не хватало даже на кипячение питьевой воды. А это почти гарантированный брюшной тиф. Но эпидемия началась не сразу, а только когда ослабла дисциплина.
По гигиеническим соображениям в одном из лагерей вырыли отхожие места на пологом склоне метрах в 100 ниже палаток. Казаки ругались, но ходили туда - пока держалась дисциплина. Потом плюнули на приличия и стали бегать "в кустики" вверх по склону. А потом пошли дожди...
Неглубокие могилы