Наш спецкор едва не решился на уникальную операцию
К ДОНОРСКИМ почкам и сердцам человечество как-то уже привыкло. Но вот к донорским лицам...
...ПОСЛЕ грандиозного открытия хирургов тысячи девушек готовы лечь под нож ради внешности мёртвых фотомоделей.
В УНИВЕРСИТЕТСКОМ госпитале французского города Амьен моему появлению не были рады. "Только журналистов нам сейчас и не хватало. Вы даже представить себе не можете, что у нас тут происходит, - пожаловался один из врачей. - Завалили письмами, телеграммами, звонки раздаются круглосуточно. Я и не думал, что столько людей в Европе мечтает заполучить чужую внешность. На срочной пересадке лица настаивают не только женщины с ярко выраженным уродством, но и подростки, страдающие от обычных угрей на коже". Стремящимся обрести новое лицо доходчиво объясняют, что подобные хирургические операции пока не являются общепринятой практикой, но те ничего не слышат: в очередь уже записались восемь тысяч человек.
Как в космосе
...27 НОЯБРЯ 2005 года в Амьене была проведена первая в истории трансплантация лица - пострадавшей от укусов собаки 38-летней француженке Изабель Динуар пересадили донорские подбородок, губы и нос. Эффект превзошёл все ожидания - женщина всё-таки смогла "овладеть" чужим лицом, хотя поначалу отражение в зеркале вызвало у неё ужас.
- Все помнят, что сразу после операции Изабель говорила не очень внятно, как будто её рот был набит кашей, - рассказал в интервью "АиФ" руководитель бригады хирургов Жан-Мишель Дюбернар. - Ей казалось, что губы и нос не принадлежат ей, что они сделаны из пластика и как бы приклеены к коже. Зато теперь, спустя полтора года, она полностью освоилась.
В 2006 году мы вновь решились на пересадку лицевых тканей - уже в клинике под Парижем: пациентом стал молодой мужчина с редкой болезнью кожи. Сейчас готовимся к третьей, но, кто именно этот человек, я вам сказать не могу. В дальнейшем количество таких операций будет увеличиваться, а их сложность - снижаться. То, что в данный момент кажется вам экзотикой, скоро станет обычным делом. Например, в 1998 году я в первый раз пересадил человеку донорскую руку. С тех пор не так уж много времени прошло, но теперь это делают и другие клиники - причём пересаживают не одну, а обе конечности.
В популярном голливудском блокбастере "Без лица" актёры Джон Траволта и Николас Кейдж с помощью лазерных хирургов с лёгкостью примеряют внешность друг друга. В реальности, как поведали мне в амьенском госпитале, дело обстоит куда сложнее. Операционная комната нашпигована электронной аппаратурой, как космический корабль: многоступенчатая операция стоит около миллиона евро, продолжается от десяти до пятнадцати часов, а пациент проводит в больнице минимум две недели. Донорское лицо (как правило, человека того же пола, возраста и оттенка кожи) переносят очень тщательно - забирают подкожный жир, нервные окончания и кровеносные сосуды. Существует риск, что организм запросто отторгнет чужую плоть, поэтому пациенту вкалывают иммунные препараты, дабы предотвратить отторжение, в том числе и такие сильные, что они могут серьёзно повредить почки. Во время прошлых опытов случалось, что кожа не приживалась и чернела: такая опасность сохраняется и сейчас. Кроме того, специалистов смущает и этический момент операции. Дело в том, что лицо для трансплантации было получено от дышащей (!) женщины, чей мозг был мёртв после попытки самоубийства: на это дали согласие её родственники. Многих людей эта новость шокировала - можно ли хладнокровно вырезать ткани лица у человека, который хотя бы формально ещё не умер?
"Будут убивать"