Маршал искусства

   
   

"...ПИК мой творческий - позади. Началось новое время, а я - человек того, прошедшего. И даже попал в виноватые за то, что прожил жизнь такую, какая у меня сложилась", - написал "русский Марлон Брандо" Михаил Ульянов в своей последней книге "Возвращаясь к самому себе".

Цезарь-сквернослов

"МИХАИЛ Александрович уже с 16 лет знал, чего хочет добиться, и посвятил своей цели - театру, искусству - всю свою жизнь", - рассказывает Светлана ИНЕВСКАЯ, директор музея Омского государственного театра, в котором началась актёрская жизнь Михаила Ульянова. Из Омска Ульянов уехал в Москву, где в 1950 году его приняли в Театр им. Вахтангова. С этим театром потом будет связана вся его дальнейшая жизнь. Первым персонажем, который достался маленькому худенькому мальчишке, был... Киров. Михаил выучил роль назубок, пытался изо всех сил быть похожим на коммунистического лидера, договорился с одним гримёром, и тот несколько часов колдовал над его лицом. Но "подогнать" Ульянова под Кирова никак не получалось. Что бы ни делали, выходило всё равно непохоже. В итоге актёру на лицо наклеили толстый слой ваты - чтобы казался упитаннее и маститее, и выпустили играть. Но на сцене эта "жировая" прослойка начала отклеиваться и повисла на лице, словно борода. В антракте Михаилу пришлось эти "щёки" оторвать, и в следующем действии на сцену вышел сильно исхудавший, эдакий "побитый жизнью" Киров. Потом рецензенты писали, что роль молодому актёру как-то не очень удалась.

Спустя годы Ульянов с успехом играл сплошь великих: Сталина, Ленина, Антония, Цезаря, Жукова.

Режиссёр Александр ШИРВИНДТ вспоминает, как он, будучи ещё статистом в театре, опасно подшутил над Ульяновым: "Я должен был спрятать на сцене меч из папье-маше. А Ульянов, игравший Антония, по сценарию совершал самоубийство. И должен был всем телом упасть на этот меч. Но какие-то весельчаки втайне от меня заменили бутафорское оружие настоящим. И вот во время спектакля Ульянов достаёт меч, и я вижу, как меняется его лицо! Он несколько секунд смотрел на него и как-то боком завалился рядом, произнеся "ой!" вместо звериного вопля. Мне тогда влетело".

Играя императоров, сам Ульянов тем не менее не был непогрешим. Однажды во время спектакля он должен был представить зрителям Клеопатру, выходящую из-за кулис, словами: "А сейчас бал, который даёт всему Риму царица Египта". Но вместо положенного текста вдруг прозвучало: "А теперь на бал с царицей Египта, которая даёт всему Риму..."

Проезд для "Жукова"