По статистике, в России на сегодня сохранилось порядка 80 тыс. памятников истории и культуры. Каждый день мы теряем один из них.
Ростов: этюд в печальных тонах
У РОСТОВЧАН есть поговорка: "Шёл чёрт в Ростов, да испугался крестов". Нынешние ростовские нувориши оказались куда менее пугливыми, чем нечисть.
Хотя такой историей, как у Ростова Великого, может похвастаться редкий город.
- Ростов всегда был духовным центром нации, - рассказывает Вера ВАХРИНА, заведующая отделом древнерусского искусства Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль". - Здесь была основана первая епископская кафедра, воздвигнут первый в Центральной России собор - Успенский. Здесь в ХI веке возник первый монастырь, в ХII были обретены первые мощи русского святого - святителя Леонтия. В XVIII веке, когда после Петровских реформ дворяне увлеклись всевозможными оккультными страстями, духовное утешение нации пришло опять-таки из древнего Ростова - здесь обрели мощи святителя Димитрия.
Правда, Ростовский кремль в ХIХ веке пережил не лучшие времена. После того как в 1788 году по распоряжению императрицы Екатерины II архиерейский дом был переведён из Ростова в Ярославль, кремль оказался брошен. Здания начали разрушаться, крыши были провалены, на церквях прямо из куполов росли деревья. Существовал даже проект Бетанкура: разобрать кремль на кирпичи и построить на этом месте гостино-ярмарочный двор. К счастью, до этого не дошло. Местное купечество организовало сбор средств и восстановило Белую палату кремля, а в 1883 году с благословения епископа Ярославского и Ростовского Ионафана здесь открыли музей.
Сегодня состояние кремля не внушает опасений. Гораздо страшнее другое - идёт разрушение образа всего города. У Ростова же было своё лицо: небольшой городок, не оторванный от природы так, как были оторваны уже в начале ХХ века Москва или Санкт-Петербург. Такова была планировка Ростова, что, в какую бы сторону ты ни шёл, оглянулся - и всегда видишь озеро Неро. Сочетание деревянных домов, высоких церквей, изящных каменных особняков с их холодной красотой русского классицизма, обилие садов создавало ощущение уюта. Сейчас и панорама, и выходы к озеру постепенно закрываются высокими заборами. Городские усадьбы ХIХ века зияют выбитыми окнами, словно Ростов только что пережил бомбардировку, старинные деревянные дома "вдруг" сгорают. А их место тут же занимают особняки "новых ростовских".
- Мы же сами рубим сук, на котором сидим, - возмущается Анатолий ЗАЙЦЕВ, председатель Ростовского отделения ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), член Союза художников России. - Если в будущем здесь, в окружении кирпичных монстров, и сохранится несколько церквей, разве это будет Ростов? Нет, это будет кладбище, на котором когда-то жил и умер город.
Я удивляюсь "вкусам" сословия, которое сейчас пришло к власти. Чтобы выбрать лучшее вино, они приглашают сомелье, чтобы отремонтировать свой драгоценный лимузин, вызывают высококвалифицированных мастеров, но, строя дом, почему-то начинают диктовать свои вкусы. Но ты же не специалист в этой области! Оставь это занятие профессионалам. На мой взгляд, строительство частных домов в Ростове сегодня - дело не частное, а государственной значимости. Эти бесстильные особняки я называю "увековеченной глупостью". Архитектура - важнейший вид искусства: она формирует городскую среду, настроение тех, кто живёт в доме или в городе. А у нас всё почему-то опустилось до уровня строительства коровников. Если мы и дальше будем относиться к архитектуре как к возможности возвести стены и накрыть их крышей, то всё в итоге обернётся кризисом в искусстве, а после - духовным кризисом нации.
Углич, который не стал Атлантидой