ОДНОЙ из самых противоречивых фигур в нынешнем правительстве является на сегодня министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил ЗУРАБОВ. Монетизация льгот, буксующая пенсионная реформа, скандалы вокруг обеспечения льготных категорий граждан лекарствами... На эти и другие темы, подсказанные нашими читателями, журналисты "АиФ" побеседовали с министром на встрече в редакции.
Министр врача наказать не может
- МИХАИЛ Юрьевич, сейчас всё явственнее слышны голоса, требующие вашей отставки. Потому хотя бы, что вы не врач и, значит, не можете решать проблемы здравоохранения...
- Появление не врача во главе министерства воспринимается населением как некая аномалия: "Зурабов нас спасти не может, он же не может отличить вену от артерии, потому нас так лечат". В большинстве стран мира здравоохранением управляют менеджеры. В нашей стране ответственность за ситуацию в здравоохранении делится между федеральным центром и регионами как 1 к 10. В министерстве в качестве заместителей работают бывший министр и два заместителя министра здравоохранения РФ, подведомственные агентства возглавляют академики РАМН, руководство министерства имеет возможность получать консультации от любых специалистов, но кто-то должен профессионально заниматься вопросами экономики и управления.
- То есть в отрасль пришёл не врач, а хозяйственник, управленец, бизнесмен. И с чего он начал? С монетизации льгот?
- Нет! С инвентаризации. Чтобы понять, как и что можно переменить к лучшему. И первое, что обнаружилось, - это нечёткость, размытость обязательств государства в отношении предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи. В Конституции РФ прописано: граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения. Но какая это помощь, какого объёма и качества, каковы требования к оснащению этих учреждений и квалификации персонала - всё это очень субъективно. Отсюда путаница в вопросе, что платно, а что бесплатно.
Второе. Крайне низкая управляемость здравоохранением. Формально зона ответственности федерального министерства - это медицинские учреждения, финансируемые из федерального бюджета. Всё! То, что происходит в регионах, с чем приходится иметь дело, реагируя на жалобы граждан, врачебные ошибки, некачественную медицинскую помощь, имеет отношение не к федеральному министерству и даже не к органу управления здравоохранением региона, а к муниципальному уровню. Пример: проверки показали, что по программе дополнительного лекарственного обеспечения по разным территориям количество выписанных льготных рецептов с явными нарушениями колеблется от 10 до 30%. Может ли федеральный министр наказать врача, главного врача, повлиять на назначение или отстранение от работы регионального министра? Ответ: нет.
У России женское лицо