Кто хозяин "Кавказской пленницы"

   
   

"Иван Васильевич меняет профессию", "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница" - эти и многие другие творения Леонида Гайдая стали частью нашей жизни. Только в советское время гайдаевские картины посмотрели около 600 миллионов человек.

СЕГОДНЯШНЯЯ аудитория знаменитого комедиографа, которому 30 января исполнилось 85 лет, учёту не поддаётся. Его фильмы по-прежнему возглавляют рейтинги самых продаваемых в России кинохитов. Живи режиссёр в Голливуде, он давно бы стал миллионером. Но патриарх российской комедии жил очень скромно. Солидного капитала своей семье он не оставил. Процент с показа и продажи его картин вдова режиссёра, его дочь и внучка не получают, так же как и наследники других мэтров советского кино. Почему? "АиФ" решил провести собственное расследование.

Таланты и наследники

САМОЙ осведомлённой в этом вопросе оказалась Гильдия кинорежиссёров России. Два года назад здесь попытались помочь вдове Гайдая, актрисе Нине Гребешковой, заключить с киноконцерном "Мосфильм" договор на получение авторского вознаграждения за использование прав на показ фильмов её супруга. Дело даже удалось довести до суда. Но после двух заседаний Нина Павловна свой иск к киностудии забрала.

Ничем закончилась и судебная тяжба с "Мосфильмом" Нины Спиглазовой, вдовы режиссёра Алексея Сахарова (создателя картин "Легенда о ледяном сердце", "Перевал", "Чистые пруды" и др.), чьи фильмы также регулярно появляются на телеэкране. Решение суда потрясло и саму истицу, и юристов, которые представляли её интересы: право на вознаграждение, говорилось в нём, имеют только... композиторы, а для других авторов (режиссёр-постановщик и автор сценария) выплата гонораров за показ их кинолент не предусмотрена. Что, по словам адвоката Гильдии кинорежиссёров Игоря ЛАБУТИ-ЧЕВА, не соответствует действительности. Такое законное право, считает юрист, у режиссёров и их наследников есть. На тот момент оно закреплялось законом об авторском праве 1993 года, согласно которому каждый автор имеет право на выпла-, ту вознаграждения с дохода от любого вида использования его произведения.

Постановлением правительства 1998 года определён минимальный размер такого вознаграждения: например, 3,5% - для композиторов и 5,5% - для режиссёров-постановщиков и сценаристов. Но это право у нас сплошь и рядом нарушалось. Вся прибыль от использования старых советских картин оседала и продолжает оседать в киностудиях, на которых эти фильмы создавались. А прибыли немалые. По самым скромным подсчётам Гильдии кинорежиссёров, только вдове Гайдая киноконцерн "Мосфильм" на момент подачи иска задолжал около 720 тысяч рублей.

Не в лучшем положении находятся и ныне здравствующие режиссёры и сценаристы советских фильмов. Процент от их показа на телевидении и продаж на DVD-дисках ветераны отечественного кино тоже не получают. В Гильдии кинорежиссёров скопилось множество режиссёрских исков к другой киностудии - им. Горького. Имена и названия фильмов, которые в них фигурируют, впечатляют: Татьяна Лиознова ("Семнадцать мгновений весны", "Три тополя на Плющихе"), Владимир Фокин ("ТАСС уполномочен заявить..."), Павел Любимов ("Бегущая по волнам", "Школьный вальс"). Итог каждого из этих исков один и тот же: их отклоняли.

Замкнутый круг

И БУДУТ отклонять, считает начальник правового отдела Киноконцерна "Мосфильм" Светлана ПЫЛЁВА. Выплачивать режиссёрам и наследникам процент от проката старых кинокартин не позволяет закон. Авторское право на все фильмы, созданные до августа 1993 года (то есть до вступления в силу закона об авторских правах), принадлежит киностудиям, как указывалось в действующем на тот период Гражданском кодексе РСФСР 1964 года. Этот принцип сохранился и при вступлении в силу с 1 января этого года 4-й части нового ГК.

- К сожалению, закон не может изменить правовой режим, который существовал на период создания советских фильмов, - поясняет Пылёва. - Нельзя юридически отобрать авторское право у одного и передать его другому. Морально вести такого рода дела очень сложно. Но закон есть закон.

Самим режиссёрам и их семьям от подобных терзаний ни горячо ни холодно. Не секрет, что сегодня положение многих из тех, кто когда-то был на олимпе кинославы, более чем драматичное.

Впрочем, кое-что для защиты своих прав разобщённые ныне кинематог-I рафисты всё же пытаются сделать. Не так давно президенты авторских гильдий при Союзе кинематографистов обратились с открытым письмом в Федеральную службу по надзору за СМИ, в котором выступили против того, чтобы фильмы советского периода прерывались уродующей их рекламой, что нарушает авторские права на их целостность и неприкосновенность. Пострадавший от телевизионного произвола и правового беспредела известный российский сценарист Александр Лавров пошёл дальше и обратился в Европейский суд по правам человека. Создатель легендарного сериала "Следствие ведут знатоки" надеется, что ему удастся отстоять права российских сценаристов и кинорежиссёров, которые уже давно пора привести в соответствие с международными нормами.

Комментарии

Карен ШАХНАЗАРОВ, кинорежиссёр, гендиректор киноконцерна "Мосфильм":