Воспоминания наших читателей о путче

   
   

Путч, переворот, август 91-го... Какие-то три дня изменили страну до неузнаваемости. Мой мозг судорожно перебирает в голове кадры в надежде вспомнить, как все происходило. Это непросто, но я постараюсь.

Мне было 15. Мы со товарищи, как обычно, сидели на Старом Арбате, попивая пивко и скучая от безделья. Нас называли по-разному: неформалы, панки, металлисты, анархисты... Вряд ли кто-либо из нашей компанией интересовался политикой, нам было, что называется, все по фигу. Вдруг кто-то из знакомых подбежал к нам: "Вы чего тут сидите?! Там такое!!! Эти хотят власть захватить! Президента где-то заперли! А там один Ельцин против этих! Блин, это путч!" Все сидели с раскрытыми ртами и не могли отойти от шока. "А путч - это что такое?" - вдруг спросил кто-то. "Да хрен его знает! Переворот вроде. Побежали скорее туда! Наши с Пушки (Пушкинской площади - Прим. ред.) тоже уже туда идут!"

Вот так вот все и началось. Мало кто понял, о чем шла речь, да это и не имело значения. Значение имел только закипавший адреналин. "Переворот и анархия всегда рядом. Это же как раз по нашему адресу! Разве можно такое пропустить?!" - вот приблизительные мысли, пролетавшие в те минуты в наших головах.

Воспоминания дальше становятся совсем прерывистыми, однако я постараюсь.

Огромная толпа народу, все с какими-то сумасшедшими глазами, что-то кричат, куда-то пытаются продавиться. Вероятно, мы тоже со стороны выглядели так же. Куда-то продавились. Живое кольцо. Много всего было сказано потом о нем: какие смелые люди, сцепившись руками, решили до последнего отстаивать Белый дом. Не знаю... Возможно, в силу возраста, но не смогла понять, от кого защищало это кольцо, если вокруг все были за Ельцина? А еще было забавно наблюдать, как люди просились, чтобы их тоже "приняли в кольцо". Когда кому-то вдруг удавалось - чаще всего по знакомству, - он был очень горд, выражение лица сразу становилось важным и невозмутимым.

Регулярно раздавались возгласы: "Провокатор!!!" Все тут же куда-то бежали его искать: "Где он? Сюда его давайте!"

Стемнело. И тут послышалось откуда-то: "Прорыв будет ночью! Они специально ждут ночи! Уходить нельзя! Будем стоять!" Откуда-то взялись палатки, развели костры. Сердобольные старушки начали приносить еду, водки было много. Приехала фура с консервированными сосисками. Честно скажу: с тех самых пор я их не ем.

Затем был концерт Кинчева, опять водка и сосиски. В моей памяти наблюдаются длительные временные провалы. Просвет в сознании: стою я ночью с регулировочным жезлом в руке... Подъезжает уже знакомый нам милицейский патруль: "Как обстановка?" Докладываю. "Ты, наверное, замерзла совсем?" - и протягивают мне стопку водки и яблоко на закуску. Еще просвет: мне вручают благодарность "с подписью Ельцина" и подарок - джинсы "Мальвины", если кто помнит такие. Правда, через пару часов у меня их стащили.

Затем были многочисленные интервью для журналов всего мира, а также водка, флаг России и консервированные сосиски...

Прислала Ирина Исаева

Смотрите также: