Учитесь властвовать собой (03.01.2003)

Занятия проводит автор оригинальной методики психической саморегуляции исходно непроизвольных вегетативных функций психолог Михаил ШОЙФЕТ.

Продолжение. Начало в NN 42, 43, 44, 46, 48, 50, 52 за 2001 г. , NN 3, 5, 7, 10, 13, 15,17, 21 , 24, 26, 28, 30-31, 33-34, 37, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51 за 2002 г.

Часть первая

   
   

СТРАХ у человека может проявляться в нормальных обстоятельствах, но может служить и компонентом или проявлением довольно многих психических расстройств и болезней. Страх, напряженность, само ожидание опасности могут вызвать вторичное нарушение психических функций и нормального поведения человека. Одержимый страхом человек уже не способен сосредоточить внимание ни на одном из факторов, кроме тех, которые связаны со страхом; нарушается его готовность действовать, адекватность и целесообразность его реакции и поведения. В поведенческой реакции страх проявляется либо торможением, либо, наоборот, повышенным возбуждением и беспокойством. Человек, поддавшийся страху, дрожит, впадает в панику, бесцельно бегает туда-сюда, кричит, испытывает позывы к мочеиспусканию и дефекации, которые ему не всегда удается преодолеть. Страх может снизить продуктивность психической деятельности человека, при определении коэффициента его интеллекта, даже на 30%.

Страх - это альфа и омега психиатрии. Это пылающий в испарине лоб и влажные, липкие, порой дрожащие руки; это противная тяжесть в желудке и тошнота, полуобморочное состояние и ощущение удушья. Это ощущение какой-то опасности, зла, по Гегелю, грозящего уничтожить "мое чувство самого себя", не случайно ассоциируется всегда с определенным и крайне тягостным физическим состоянием, одно лишь воспоминание о котором порождает тоскливый душевный трепет. Простой пример. В рассказе Куприна "Ужас" таможенный чиновник встречает на дороге замерзшего купца и принимает его за дьявола. Козлиная бородка, острым углом изломанные брови, саркастическая усмешка на худом длинном лице - эти традиционные приметы дьявола подтверждали интерпретацию. Потрясение оказалось настолько сильным, что чиновник в одночасье поседел и едва не умер.

Точно так же, как постоянным проявлением страха является его психический аспект, почти постоянным, а иногда и прямо доминирующим его проявлением служит субъективный физический дискомфорт и расстройства различных физиологических функций: сердцебиения, спазмы гортани, тяжесть в груди, затруднение дыхания, спазмы или боли желудка, потливость, сухость во рту, головокружения, "медвежья" болезнь. Из-за сопровождающих эти расстройства болевых ощущений многие люди, страдающие болезненными проявлениями страха, не раз попадают к терапевтам, так как не всегда обнаруживается сразу, что причина их страданий лежит в психической области. Страх как эмоциональное состояние, глубоко затрагивающее не только психику человека, но и нарушающее деятельность всего организма в его целостности, бывает наиболее частой причиной стрессов, которые играют важную роль в возникновении и развитии психосоматических расстройств и заболеваний. Уже в 1939г. основатели американского журнала "Психосоматическая медицина" утверждали, что "ко всей медицине следует подходить с психологической точки зрения, поскольку лишь она может объяснить те скрытые механизмы болезней, которые недоступны физиологии". Возникновение желтухи во время приступа страха было известно еще древним грекам. Заболевание это получило название "эмоциональной желтухи". Страх - главный враг желудочно-кишечного тракта - способен вывести из строя практически любой его участок. Один из основателей отечественной терапевтической школы А. А. Остроумов, утверждал, что испуг или горе - начало желудочных, сердечных и нервных болезней.

Страх сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами, а те, в свою очередь, увеличивают чувство страха - симптом заколдованного круга. Можно утверждать: нет телесных болезней без вытекающих из них психических отклонений, как нет психических расстройств, которые не вызывали бы телесные симптомы. Это суждение о наличии тесной связи между духовными и телесными процессами, насчитывающее тысячелетнюю предысторию, дает основание надеяться, что ни один врач, ни одно медицинское учреждение не может не учитывать этой связи. Эмоция, эмоциональные реакции проникают в любые участки организма, затрагивают самые различные проявления телесной деятельности. Смоделировать реальную ситуацию, чтобы проверить влияние эмоций на биохимию организма, можно только в гипнозе. Этим воспользовался киевский психоневролог В. М. Гаккебуш (1926) и провел серию экспериментов, которые показали что уже через 45-60 мин. после внушения чувства страха уровень сахара в моче и в крови повысился. Основной обмен оказался также не безразличен к эмоциональным перепадам: при внушении положительных эмоций он возрастал на 7,5% (Графе и Майер, 1925), при страхе - до 26% (Дейч и Кауфф, 1923).

Страх - это изменения в состоянии организма, которые происходят в результате того, что человек оказывается в ситуации, которую он воспринимает как угрожающую. Речь идет именно о воспринимаемой угрозе; не имеет значения, является ли вызвавшая страх угроза на самом деле реальной или всего лишь воображаемой. Масштаб последующих физиологических изменений зависит от того, насколько человек серьезно относится к этой угрозе. Чем больше он ее опасается (даже на подсознательном уровне), тем более интенсивной будет стрессовая реакция. Страх - это болезнь воображения. В этой связи полезно познакомиться с идеей П. В. Симонова о происхождении эмоций. Он связал эмоциональное отношение к предмету со степенью информированности о нем. Отрицательные эмоции, которые являются, по мнению Симонова, преобладающими, возникают при недостатке сведений о предмете. Примером может служить ситуация, при которой наибольший страх возникает тогда, когда опасность неизвестна. Этот "дефицит информации" побуждает организм к активной деятельности, направленной на более полное и качественное познание предмета. Конкретное выявление характера опасности позволяет продумать возможные средства защиты от нее и этим снять чувство страха. Прав был Ф. Бэкон, первым сказавший: "Знание-сила". Познанная опасность, "расшифрованный" страх как бы наполовину теряет травмирующую силу для человека.

В основе смерти от сильного страха лежит внезапное поступление в кровяное русло большого количества катехоламинов, вызывающее остановку сердечной деятельности. Этот гормон вызывает целый каскад физических изменений, в том числе слипание кровяных телец, что повышает свертываемость крови; повышение тона и сужение коронарных артерий; рост кровяного давления, содержание глюкозы и липидов в крови. Короче говоря, у тех, кто находится в состоянии хронического страха, возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний, т.к. нагрузка на сердце возрастает по всем статьям. Слезы - уловка природы для быстрого снятия этих состояний путем выведения избытка катехоламинов. Обида, которая не проявляется в слезах, впоследствии заставляет "плакать" другие органы.

Упражнение. Погрузитесь в ОСС. Актуализируйте (вызовите из памяти) ситуацию, когда вас душила обида. Поплачьте вдоволь, очистите душу от аффективного напряжения. Визуализируйте, оживите и осознайте в полной мере все вытесненные переживания страха, освободитесь от них описанным ранее методом "эмоционального отреагирования".

Часть вторая

НАБЛЮДЕНИЯ за больными неврозами выявили закономерность: видимых симптомов у них может не быть, но всегда присутствуют проблемы личностного плана. Скажем иначе, любой невроз независимо от симптомов - это невроз характера, который определяется болезнью духа и проявляется расстройствами личности. В общем виде личность невротика (так для краткости в дальнейшем будем именовать больного неврозом) можно охарактеризовать как неприспособленную к жизни, не умеющую преодолевать трудности, недовольную собой, своим существованием, не нашедшую в себе сил перерасти свою инфантильность. Испытывая чудовищные муки, терзаясь бешенством и ненавистью за свою беспомощность и истерзанное существование, невротик остаётся вечным младенцем, стареющим подростком, который ощущает жизнь, как тяжелое испытание.

Анализ больных неврозами выявил тесную связь между структурой их личности и теми расстройствами, которые она провоцирует. Скажем об этом по-другому: острые реакции на провоцирующие ситуации кристаллизуются в склад невротического характера, в такие его черты, как беззащитность и беспомощность, обостренная чувствительность, чувство вины и тревожности, ощущение неполноценности, незначительности и неуверенности, а также легкой ранимости и обидчивости, тотальной нерешительности и подозрительности. Не вдаваясь в тонкие детали, коротко заметим, что невротический характер приводит к тому, что человек становится неспособным принимать самостоятельные решения, разрешать сознательно конфликты, побеждать свои многочисленные запреты и непонятные страхи, в том числе раздражительность, мрачность, необщительность. В его поведении наблюдается своеобразный парадокс: он реализует свои задачи и потребности не для себя, а как бы против себя, то есть сам "стоит у себя на дороге". Это можно заметить по его решимости делать то, что не повредит, а не то, что хочется делать. Например, боязнь стать предметом пренебрежения и насмешек, страх быть отвергнутым и не справиться с чем-либо заставляет его "не высовываться", быть скромным, уступчивым и не привлекать к себе внимание. Подобная установка вызывает опасение ничего в жизни не добиться.

Итак, любое поведение, отличающееся перечисленными признаками, называется невротическим. Между тем утверждать, что это невроз, можно только в тех случаях, когда оно отнимает столько сил и времени, что препятствует нормальной жизни и вредит продуктивности индивида, его самочувствию и способности общаться с другими людьми и их любить. Невроз делает человека не приспособленным к жизни. Даже если у него есть все для счастья, он все равно не может наслаждаться жизнью. Отсюда ощущение затравленности, горести и тоски; чувство ничтожности и пустоты, причем глубина этих переживаний зависит от интенсивности невроза. Но, так или иначе, если отдельным людям жизнь нелегко дается, то невротичным она вовсе не дается, делая их заложниками собственных дисгармоничных представлений.

Невротика характеризует постоянный душевный дискомфорт. Это подавленность, потеря открытости, непосредственности и гибкости, боязнь людей. Он не в силах избавиться от рабства таких эмоций, как обида, осуждение, ревность, месть. Его изнуряющие внутренние диалоги с "противником" могут продолжаться днями, неделями. И недостает сил прервать это состояние, даже несмотря на сохранность критики и осознание его порочности. Чувство неполноценности вызывает ощущение, будто весь мир восстал против него и только ждет, чтобы унизить. Это приводит к скрытности, делает его менее склонным доверять людям. Кроме того, постоянно преследует боязнь, что его будут упрекать, не одобрять или разоблачать, вследствие чего усиливаются чувства враждебности, вспыльчивости, раздражительности и несдержанности. Из-за своей чрезмерной чувствительности невротик болезненно переносит упреки и неодобрение, и они отзываются в нем крайне тягостным физическим состоянием. Несколько сложнее ответить, почему он страшится разоблачения. Психоаналитические "раскопки" показали, что, сам того ясно не сознавая, он стыдится обнаружить свои тайны: одни - это жгучее желание унижать, завидовать, мстить, властвовать, другие - это беспомощность и неприспособленность, которые могут не одобрить окружающие и из-за которых в глубине души он сам презирает себя. Перечисленные обстоятельства принуждают его прятать и защищать свои тайны, носить маску.

К этому следует прибавить причины, заставляющие невротическую личность мечтать о завоевании мира, власти и славы. Отношения с другими и самим собой не дают ему уверенности. В этой связи главным мотивом его жизни становится страстное стремление к славе. Слава выбирается как средство, способное избавить от сомнений. Ощущая постоянно свою ущербность, он стремится самоутвердиться. Но как этого добиться, не имея душевных сил? Невротик испытывает унижающее бессилие управлять собой, он зол на свое бессилие и бессилен от своей злости. Он ощущает, что в нем живет какой-то слабый человек, которого он бы хотел изгнать из себя. Он не может отделаться от ощущения, что он унижен, утерял собственное достоинство и его топчут. Один лишь вид здоровых и не думающих ни о чем людей с их простыми житейскими заботами может вызвать у него раздражение, громкий смех - ярость. Его беспрестанно гложет зависть к каждому, кто спокоен, уравновешен, открыт и уверен в себе. Не умея жить "попросту", он испытывает презрение к обыденной жизни, его влекут только несбыточные ожидания.

Стремитесь все же изменить свою сущность, несмотря на предупреждение Ж. Санд - "изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить во благо различные особенности характера, даже и недостатки, - в этом и заключается великая тайна и великая задача воспитания". Сначала научитесь управлять своими эмоциями: сдерживать раздражение, когда это разумно, и выражать гнев, когда это уместно, устраняя в то же время иррациональные источники раздражения и гнева. Затем научитесь освобождаться от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов...

Упражнение. Погрузитесь в ОСС. Смоделируйте освобождение духа из состояния несвободы. Для этого, например, визуализируйте вокруг себя оболочку из яичной скорлупы. Наделите ее качествами, от которых хотите избавиться. Разломите ее, как цыпленок разламывает скорлупу своего яйца. Если процесс продвигается трудно - используйте инструменты... Проследите, чтобы оболочка не осталась ни на голове, ни на руках и ногах. Освободившись от своих оков, почувствуйте свободу, свежесть ветра, насыщенного солнечным светом...

Продолжение следует