Пациент: что нужно знать каждому (часть 1)

С тем, что "знания - сила", вряд ли кто поспорит. А вот где знаний у нас мало и где они действительно нужны всем без исключения, так это в области медицинской помощи. Речь идет не о знании способов лечения и диагностики заболеваний (хотя и это пригодилось бы) - оставим это врачам, - а о правах врачей и пациентов. Многие из нас попадали в тупиковые ситуации, не зная, как действовать в нашей совершенно непонятной и закрытой системе здравоохранения. Отказал врач в помощи - что делать? Да и сами врачи плохо представляют, что они вправе или не вправе. В России по пальцам можно пересчитать специалистов, способных доказать права пациентов. Юристов таких - десять человек. Но услуги адвокатов далеко не всем по карману. Восполнить пробел в знаниях и ответить на некоторые ваши вопросы попытался президент Лиги защитников пациентов Александр САВЕРСКИЙ.

Лечить нельзя отказывать

   
   

Имеет ли право врач-стоматолог отказать в помощи ВИЧ-инфицированному пациенту? Что ему грозит в случае отказа?

С уважением, Р.

В ПРИНЦИПЕ отказывать в медицинской помощи не имеет права ни один врач, по крайней мере, в госучреждении. С другой стороны, конкретно стоматолог практически ничем не отвечает за неоказание помощи. Причинить бездействием тяжкий или даже средний вред здоровью, тем более смерть, в стоматологии практически невозможно. Поэтому уголовного правонарушения в этом случае нет. Может быть дисциплинарное наказание - выговор, увольнение, и все. По решению суда государственное или муниципальное учреждение может выплатить компенсацию за моральный вред (физические и нравственные страдания), и врача обяжут-таки лечить неугодного пациента, но опять же - не заставят. Ведь и врач имеет право на охрану своего здоровья. Так что каждый сам решает - рисковать здоровьем, принимая ВИЧ-инфицированного (и, не дай бог, порежешься!), или отказаться.

Предъявите ваш "билет"

Недавно вышла замуж и переехала в другой город. Могу ли я бесплатно лечиться в местной поликлинике по старому полису обязательного медицинского страхования или нужно заново его оформлять? Если да, куда мне обратиться?

А. К а р а б а н о в а, Московская обл.

ПОЛИС обязательного медицинского страхования можно сравнить с билетом на проезд в общественном транспорте. Есть билет - проезжаешь, "заяц" - могут высадить в любой момент. В другом городе с московским, например, билетом не проедешь. Положим, вы пришли в поликлинику и предъявили полис. За этим действием начинает раскручиваться огромная машина взаиморасчетов между страховыми компаниями, лечебно-профилактическими учреждениями, территориальными и федеральным фондами обязательного медицинского страхования. Дело в том, что медицинская помощь не бывает бесплатной. Иллюзия бесплатности возникает потому, что мы не платим напрямую. Но ведь мы платим налоги, из которых часть идет и в фонд обязательного медицинского страхования. А медицинское учреждение, работающее в системе ОМС, за каждого пролеченного пациента получает вполне конкретную сумму от страховой компании, с которой у нее договор. При этом в системе ОМС работают около шести тысяч медицинских учреждений, и каждая страховая компания не может иметь договор со всеми сразу. Тем более если вы переехали в другой город и пришли в местную поликлинику, то она, скорее всего, не имеет никакого отношения к вашей страховой компании, выдавшей полис в другом городе. А значит, и денег за оказанную вам помощь эта поликлиника не получит - для нее этот полис "чужой". Поэтому, чтобы пользоваться "бесплатной" помощью, придется заново оформлять полис. Обычно это делается так. Первым делом вы узнаете в новой поликлинике, с какой страховой компанией она работает. Затем идете в эту страховую компанию, и там уже сотрудники объяснят вам, что делать. Может быть, вам просто обменяют старый полис на новый. Если в страховой компании вопрос с полисом не решается, обращайтесь в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Все это делается не телефонными звонками. По телефону полис все равно не дадут. Если что-то не получается, пишите жалобы, фиксируйте все обращения письменно. А то часто бывает: человек пришел, поговорил, ему сказали "нет", он развернулся и ушел. Ну ушел и ушел - пеняй на себя. Надо уметь добиваться своего. Лучше один раз потратить время, чтобы потом, если вдруг случится беда, не бегать по инстанциям, а как можно быстрее позаботиться о своем здоровье.

Без полиса бесплатную помощь вам не окажут, за исключением экстренных случаев. Если внезапная болезнь угрожает вашей жизни или здоровью и окружающим людям, обострились хронические болячки, с вами произошел несчастный случай (в том числе травмы и осложнения) или возникли проблемы с беременностью и родами ,"скорая" всегда приедет. Здесь вопрос в ответственности, в том, насколько серьезные последствия возникнут для врачей, если помощь не оказали. Если отказ в помощи повлек за собой средний или тяжкий вред здоровью - это уголовное дело. А если с гриппом один раз пронесло - к примеру, вы пришли на прием, а вас не приняли, - ну что ж, всем повезло, как говорится. Вся эта система взаимоотношений прописана в законах, в частности в законе "О медицинском страховании граждан в РФ". И это как раз то, против чего мы выступаем. Не должно быть договоров, корпоративных отношений между страховыми компаниями и лечебно-профилактическими учреждениями. Нужно ввести единую платежную систему. И страховая компания должна только заплатить за меня, когда наступил страховой случай, а не заниматься организацией медицинской помощи. У нас же страховая компания становится посредником на рынке медицинских услуг. А свою страховую и финансово-накопительную функцию она теряет. Остаются только посредничество и маркетинг.

Где рожать ребенка

У меня проблема: я очень хотела бы рожать в 25-м роддоме, но он, к сожалению, находится не в моем районе. В своем районном роддоме я потеряла первого ребенка. Подскажите, пожалуйста, как мне попасть в 25-й роддом?

Светлана, Москва

ПО ЗАКОНУ вы вправе выбирать медицинское учреждение, но закон законом, а жизнь... Попробуйте написать главному врачу консультации, где вы наблюдаетесь, заявление с просьбой выдать вам направление в другое лечебное учреждение (у вас есть на это право) или обратитесь к главному врачу 25-го роддома с аналогичным письмом. Объясните, почему вы не хотите рожать в базовом роддоме. Если это не поможет, то обратитесь в Комитет здравоохранения Москвы - причина у вас для смены роддома веская. Думаю, вашу просьбу удовлетворят. Но могут предложить лечь в платное отделение. Если заплатить вы не можете и чиновники вам не помогли, остается только подгадать и оказаться под дверью нужного роддома в самый ответственный момент - прямо перед родами. В этой ситуации врачи обязаны принять у вас роды. Другое дело - стоит ли так рисковать собой и ребенком?

Пишите письма

Знакомая проработала всю жизнь на предприятии, производство вредное, но платили хорошие деньги. У нее развилось тяжелое профзаболевание. Когда она работала, то могла покупать себе дорогие лекарства. Сейчас она на пенсии, и денег на лечение не хватает. В районной поликлинике рецепт на бесплатные лекарства ей выписать отказались. Врач заявил, что на эти деньги они могли бы вылечить не одного ребенка или пенсионера. Насколько законным является такой отказ?

Нина Павловна, Раменское

ЭТО общая проблема. И главных врачей обвинять было бы неправильно. На них государство повесило обязанность обеспечить пенсионеров лекарствами, не дав при этом достаточного количества денег. Но защищать себя надо в любом случае. Пишите письма, обращения, доставайте их. Если главный врач не реагирует, значит, пишите в областной комитет здравоохранения, в страховые компании. Они тоже должны за это отвечать. Если все так и будут молчать, ничего не изменится. А вот кому в первую очередь выделить лекарства, решает врач.

Кто сидит в няньках

Моя жена - частный предприниматель. Девять месяцев назад она родила. До этого никогда не работала в госучреждении, поэтому и отпуска по уходу за ребенком не получала. Через некоторое время у жены обнаружилась серьезная болезнь, и сейчас она находится на лечении в больнице. Сам я работаю на госпредприятии. Имею ли я право на какой-либо отпуск по уходу за ребенком и как он должен оплачиваться?

С. Г о р б у н о в, Тверь

НА ОТПУСК по уходу за ребенком и соответствующее пособие имеет право один из родителей - отец или мать равноправно.

Защищайте свои права

Сестре предстоит плановая операция по удалению камней из желчного пузыря. В больнице ей предлагают бесплатно сделать полостную. Более щадящие эндоскопические операции там тоже делают, но стоят они 400 долларов. У нашей семьи таких денег нет. Можем ли мы настаивать на проведении бесплатной эндоскопической операции? Все-таки сестра - молодая женщина, и шрам после полостной операции вряд ли ее украсит.

Надежда Э., Москва

ЕСТЬ программа обязательного медицинского страхования, в каждом регионе своя. В ней указано, какие виды медицинской помощи предоставляются застрахованным. В данном случае в программе не говорится о конкретном способе лечения заболевания, в частности, об эндоскопии, поэтому врач сам выбирает метод вмешательства. А поскольку эндоскопическая процедура дороже, то он вполне может назначить более дешевую операцию. Такое не запрещается, тем более если это государственное учреждение. Но защищать свои права всегда нужно. Напишите письмо главному врачу больницы о том, почему вы считаете, что эндоскопическая операция лучше. Если вам скажут, что она у них только платная, берите ст. 41 Конституции, где написано, что на самом деле медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно. Поэтому ни о каких деньгах на их территории речи быть не может. Просто у нас везде закон нарушается, потому что граждане не знают своих прав. Мы сами позволяем это делать. С другой стороны, все боятся: вот мы сейчас так сделаем и поссоримся с врачом. Что он там нам потом налечит, если мы себя плохо поведем? Ну выбирайте: либо идите на полостную молча, либо отстаивайте свои права. Будьте настойчивы, и вам сделают эндоскопическую операцию, потому что медики боятся конфликтов, всячески стараются избегать их. Наверняка во время операции не возникнет никаких осложнений. Только бояться не надо. Вряд ли найдется врач, который специально будет вредить пациенту. Зачем ему эта головная боль? Никаких 400 долларов не надо. Более того, он обязан выполнять современные операции, но вот не делает. Надо заставлять. Орать при этом совсем не надо. Нужно понимать, что вы хотите получить в конечном итоге, и спокойно добиваться этого. Если бы все не воевали - хотя бы просто пытались защищать свои права! Чем больше будет таких обращений, неагрессивных, спокойных, тем быстрее изменится система здравоохранения. Это нормальная практика. Есть случаи, когда люди даже в этой несовершенной системе добиваются своего. Понятно, что в экстренной ситуации, когда надо немедленно решать вопросы со здоровьем, времени на разбирательства нет. А если предстоит плановая операция - вполне.

Окончание следует