"Программы слишком обширны и мало соответственны возрасту и силам учащихся; число уроков слишком велико, и учащиеся чрезвычайно завалены подготовительными работами: большинство учителей не имеют представления о правильном развитии умственных способностей ребенка..." Почти полтора века назад так обосновал причины школьных болезней основоположник отечественной гигиены профессор Императорского Московского университета Ф. Ф. ЭРИСМАН. Сколько лет прошло, а сказано будто о нашем времени.
СВЯЗЬ между освещенностью и близорукостью, "бутербродным" питанием и гастритом, низкими партами и нарушениями осанки была известна и в позапрошлом веке. Но в последние годы термин "школьные болезни" вновь стал общеупотребительным, а медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков. Статистика это подтверждает: каждый пятый подросток к 14 годам имеет нарушения зрения, каждый восьмой - осанки, каждый третий - органов дыхания. Эти неутешительные цифры привела в беседе с нашим корреспондентом заведующая отделом организации надзора за условиями воспитания и обучения детей и подростков Московского городского Центра госсанэпиднадзора Дина Владимировна СИНЯКОВА:
- На здоровье ребенка влияет огромное количество факторов: это и окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание, условия обучения в школе. Последний, школьный фактор, имеет важнейшее значение, на его долю приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка.
Что же делается для того, чтобы уменьшить влияние школьного фактора? По словам специалистов центров госсанэпиднадзора, в школах регулярно проверяют освещенность в классах, микроклимат, соответствие школьной мебели росту ученика, полноценность питания, уровень электромагнитного излучения от компьютеров. Например, превышение предельно допустимых уровней электромагнитных излучений было обнаружено в 188 школах Москвы. Кстати, санитарными правилами регламентируется и время работы учащихся на компьютере - не больше 30 минут. В школах это требование, как правило, выполняется, а вот что касается домашних занятий - в каждой семье свои правила. Правда, Минздрав нас и здесь предупреждает: школьники старших классов могут заниматься один час, а потом сделать перерыв. Лучше этим и ограничиться.
Школьный гастрит
В СТРОГОМ смысле такого термина нет, но эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 процентов) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города. Дети постарше голодными не остаются - везде есть буфеты, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 процентов старшеклассников.
Гигиенисты считают, что дети страдают "скрытым голодом", когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейшие аминокислоты, микроэлементы, витамины. Поэтому в московских школах просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории, - газировки, чипсов, а только качественные, биологически ценные продукты питания. Это молочные, хлебобулочные, обогащенные витаминами и микроэлементами, витаминизированные напитки, колбасные изделия с пониженным содержанием соли и без перца. Та же соль в школах используется только йодированная. Сейчас специалисты Центра госсанэпиднадзора Москвы совместно с учеными Института питания РАМН разрабатывают специально для школ рецептуру кондитерских изделий с пониженным содержанием жира и сахара.
Большие перемены