Бесплодие: вопросы диагностики и лечения

   
   

СТРАХ перед любым хирургическим вмешательством не позволяет многим женщинам сделать первый шаг на пути восстановления способности зачать, выносить и родить ребенка.

Можно ли таблетками снять приступ аппендицита? А можно ли с помощью зеленки и пластыря вылечить открытый перелом? Ответ однозначен: нет. Это экстренные случаи, когда только оперативное вмешательство способно помочь человеку. Есть еще ситуации, когда, опять же, только мастерство хирурга может облегчить страдания, нейтрализовать боль, сохранить жизнь. Согласие на операцию дается нелегко. Как правило, оно приходит с осознанием того, что хирургическое вмешательство - последний, единственный выход. Все остальные средства уже перепробованы, но положительного результата добиться не удалось. Такое решение всегда сопровождается страхом - как перед самой операцией, так и перед ее возможными последствиями.

Страх и неосведомленность, возможно, являются основными причинами того, что самый эффективный на сегодняшний день метод диагностики и, одновременно, лечения женского бесплодия, применяемый ведущими клиниками мира, воспринимается многими женщинами как "крайний шаг". Решаются на него, когда глотание таблеток, точечный массаж, иглоукалывание, грязевые компрессы, травяные отвары, бабушки-колдуньи и экстрасенсы в течение лет этак двух-трех почему-то не возымели действия. Конечно, многие возразят: мне поставили диагноз "бесплодие" - и вылечили за каких-то там полгода и без операций. Это возможно, но очень редко, когда неспособность к зачатию носит функциональный характер. Но когда речь идет о более серьезных расстройствах репродуктивной системы, таких, как следствия воспаления, эндометриоз, миомы матки и опухоль яичников...

По данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день выявлены 22 причины женского бесплодия! Какие основные методы применяются для их обнаружения? Ультразвуковая диагностика (УЗИ), гистеросальпингография (ГСГ), гормональное и инфекционное обследование.

ГСГ - это диагностическая процедура. Женщине в матку вводится контрастное вещество и делается рентгеновский снимок, на основании которого лечащий врач ставит диагноз. Точность определения патологии посредством ГСГ колеблется от 40 до 55%. То есть остальные 45-60% причин бесплодия остаются "за рамками" этого исследования. В 20% случаев результаты ГСГ могут быть как ложноположительными, так и ложноотрицательными. Например, на снимке видно, что маточные трубы проходимы. Значит, причина бесплодия не в этом. Начинается поиск в другом направлении. Ошибочный диагноз надолго уводит в сторону от решения проблемы как врача, так и пациентку. На самом деле маточные трубы проходимы, но вокруг маточных труб и яичников имеются спайки, при которых нарушен механизм попадания яйцеклетки в маточную трубу (перитонеальный фактор бесплодия) или нарушен механизм продвижения оплодотворенной яйцеклетки по трубе к матке (риск возникновения внематочной беременности). Примерно то же происходит, когда снимок показывает непроходимость маточных труб при их полном здравии. Начинают лечить то, что в лечении не нуждается, не выявив реальную причину бесплодия.

Многие женщины, особенно только ступившие на длинный путь под названием "Лечение от бесплодия", ошибочно называют ГСГ "продуванием". Дескать, под воздействием давления, с которым вводится контрастное вещество, "расправляются" спайки и ликвидируется непроходимость маточных труб. Однако это заблуждение! ГСГ - это метод исключительно диагностики, но не лечения!

УЗИ как метод диагностики объемных образований при гинекологических заболеваниях (миомы матки, опухоли и опухолевидные образования яичников) имеет высокий процент выявления патологии - 70-90%. Но, к сожалению, этот метод исследования малоинформативен для уточнения конкретной причины бесплодия.

Гормональное обследование при бесплодии проводится для определения наличия или отсутствия овуляции, а также выявления причин и механизмов отсутствия овуляции (ановуляции).

Проведение инфекционного скрининга необходимо для выявления явной и скрытой инфекции, передаваемой половым путем. Инфекция является одной из самых частых причин воспаления и, как следствие, приводит к формированию трубного или перитонеального фактора бесплодия.

Из всего вышеизложенного вытекает вопрос: есть ли на сегодняшний день методы диагностики, позволяющие с максимальной точностью определить причины возникновения женского бесплодия?

Куда идти за ответом? Естественно, в Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии Российской академии медицинских наук. Директор НЦАГиП РАМН академик Владимир Иванович Кулаков - ученый и практик мирового уровня и, одновременно, руководитель отделения сохранения и восстановления репродуктивной функции. Академик В. И. Кулаков является основателем школы и курирует вышеуказанное направление в России.

В центре я обратилась с этим вопросом к ведущему научному сотруднику отделения сохранения и восстановления репродуктивной функции, доктору медицинских наук, профессору Александру Сергеевичу Гаспарову:

- Да, конечно, такие методы есть. Существуют даже алгоритмы обследования причин бесплодия, утвержденные Всемирной организацией здравоохранения. Самая распространенная ошибка врачей в том, что при обследовании не учитываются все причины. По данным нашего отделения, более чем в 50% наблюдений у женщины выявляются два и более факторов бесплодия. Поэтому необходимо комплексное обследование для выяснения всех причин. Как правило, женщины с бесплодием с легкостью проходят такие обследования, как гормональное, инфекционное, ГСГ, УЗИ... Однако в подавляющем большинстве случаев этого бывает недостаточно для выявления всех причин бесплодия (из 22 существующих). Наиболее распространенные формы: трубный фактор - 5-50% случаев; перитонеальный фактор - 30-40%; наружный генитальный эндометриоз - 45-60%, маточный фактор - 15-20% - не могут быть достоверно диагностированы с уточнением степени нарушения репродуктивной системы без проведения лапароскопии и гистероскопии - самых информативных и достоверных методов диагностики женского бесплодия на сегодняшний день.

Диагностическая точность лапароскопии и гистероскопии приближается к 99%. Конечно, очень многое зависит от квалификации хирурга, научно-практической школы. В этом вопросе имеются сотни нюансов. Много раз при повторной лапароскопии в нашем центре мы обнаруживали, например, перитонеальный фактор бесплодия или эндометриоз, который не был выявлен при первичной лапароскопии в другом учреждении. Возникает самый основной вопрос - качество диагностики и лечения. Нам ясно понятие качества, когда мы проводим параллель между двумя автомобилями - "Запорожец" и "Мерседес". К сожалению, качество оказания медицинской помощи в различных учреждениях далеко не одинаково. Это касается не только лапароскопии и гистероскопии, но и определения гормонов и инфекции, ГСГ, УЗИ, спермограммы, иммунологического обследования и т. д. В нашем центре применяются современные высокоинформативные методы, отвечающие стандартам ВОЗ. К сожалению, таких клиник в России, которые все обследования и лечение бесплодия проводят по мировым стандартам, очень мало. Почему? Это зависит от множества причин, где немаловажную роль играет научный и клинический потенциал кадрового состава учреждения в целом.

- Но ведь лапароскопия - это операция! Я знаю, что не только больные, но и врачи стараются по возможности избежать хирургического вмешательства, используют другие, более щадящие методы лечения.

- К сожалению, когда дело касается заболеваний, протекающих практически бессимптомно, не вызывающих физических страданий, любая операция автоматически попадает под категорию "последнего шага". Женское бесплодие - как раз из их числа. Женщина может годами лечиться различными методами, побывать на приеме в самых дорогих клиниках, но проблема так и останется нерешенной. Потому что самые распространенные причины бесплодия диагностируются только с помощью лапароскопии и гистероскопии. Эта операция должна быть не последним, а одним из первых шагов на пути восстановления детородной функции.

Кроме того, более чем в 60% наблюдений показанием к лапароскопии помимо бесплодия являются опухоли и опухолевидные образования в матке и придатках (миома матки, кистомы и кисты яичников, тубо-овариальные образования). Вышеуказанные патологии не всегда являются прямой причиной бесплодия, однако вероятность беременности при наличии этих нарушений снижена.

Также возникают очень большие проблемы, когда беременеет женщина с миомой матки или кистой яичника. К сожалению, беременность нередко провоцирует быстрый рост опухоли, и операция становится неизбежна на фоне беременности.

Если женщина планирует беременность, то ее необходимо вылечить от любой патологии репродуктивной системы. В этом плане при лапароскопии имеются максимальные условия для проведения щадящих органосохраняющих операций.

Лапароскопия (или эндоскопия) - это метод диагностики и оперативного лечения, когда радикальные вмешательства выполняют без широкого рассечения покровов, через точечные проколы тканей. В настоящее время эндоскопия - это самая усовершенствованная и технически современно оснащенная методика диагностики и лечения заболеваний внутренних половых органов у женщин. Операции протекают практически бескровно, время нахождения в стационаре 1-3 дня, хороший косметический эффект, отсутствуют послеоперационные боли.

- Так что же, не следует рассматривать лапароскопию как "конечный пункт" на пути решения проблемы бесплодия?

- Еще раз говорю, что это не последний, крайний шаг, а один из первых наиболее информативных и достоверных методов выявления причин, приводящих к бесплодию. И чем быстрее женщина сделает этот шаг, тем успешнее будет лечение, тем скорее появятся реально ощутимые положительные результаты. Ведь в процессе обследования на основании правильно выставленного диагноза сразу же производится хирургическая коррекция выявленных нарушений, при необходимости назначается медикаментозное лечение, используются вспомогательные репродуктивные технологии.

Также не надо забывать, что более чем в 35% случаев причинами бесплодия являются заболевания обоих супругов. В связи с этим необходимо обследование супружеской пары и гинекологом, и андрологом.

Задать вопросы ведущему научному сотруднику НЦАГиП РАМН доктору медицинских наук, профессору Александру Сергеевичу Гаспарову можно по телефонам: (095) 747 2572, 776 4471 или по e-mail: 03@vipmail.ru

Смотрите также: