Реклама врача не отменяет

   
   

Только в России "реклама" - слово ругательное. Мы все считаем, что не верим ей ни на грош, пока однажды не выбираем в аптеке из двух предложенных лекарств то, чье название уже слышали по телевизору. Раз у производителя хватает денег на рекламу, наверно, он выпускает что-нибудь стоящее?

НА ЗАПАДЕ привыкли относиться к любому ролику критично и воспринимают рекламу как информацию: в магазинах появилось что-то новенькое. А законодательством определено, что реклама лекарственных средств должна содержать минимум информации, не провоцировать бесконтрольное лечение, не использовать образ врача, человека в белом халате вообще, и не ссылаться на известных людей, специалистов или пациентов. Рекламу нельзя адресовывать детям до 14 лет.

В российском законе из всех этих условий присутствует только пункт об опасности самолечения. Поэтому Андрей Кончаловский авторитетно представляет препарат, снижающий холестерин, а Валерий Золотухин со знанием дела рассказывает о средстве против похмелья. Аптекари в роликах на все случаи жизни предлагают один препарат, а ленивый ребенок жалуется, что благодаря чудо-лекарству ему придется уже завтра отправиться в школу.

С могущественными бабками, обещающими мановением руки затмить все достижения науки в области медицины, ситуация вообще комичная. По закону народное целительство признается одним из видов деятельности в области здравоохранения и рекламировать можно только те услуги, способности к которым записаны в дипломе. Так что, если в корочке отмечено, что баба Маня научилась ворожить, снимать порчу и сглаз, она действует совершенно легально. А если для вас ее умение осталось только обещанием - с кем не бывает, врачи ведь тоже не всегда добиваются результата.

Сейчас рекламировать где угодно разрешено только лекарства, которые можно приобрести в аптеке без рецепта, все остальные - исключительно в специализированных медицинских изданиях. Однако были отмечены случаи, когда компании передавали врачам уже заполненные бланки рецептов. Оставалось только вписать имя больного. А иногда врачам предлагают процент, если в их районе повысится уровень покупаемости "нужного" препарата.

Производители лекарств говорят о несовершенстве российского законодательства, о том, что его давно пора менять и ориентировать на западные стандарты. В то же время руководитель группы разработчиков закона "О лекарственных средствах" Елена Сайдаль убеждена, что "лучше что-то недорегулировать, чем ограничить полезные функции рекламы", среди которых - элементарное сообщение о том, что на рынке появилось новое лекарство, а значит, и новые возможности в лечении. Руководитель и ведущая программы "Здоровье" на ОРТ Елена Малышева идет еще дальше, считая, что рекламировать надо вообще все. Этические ограничения, конечно, нужны, но информация о лекарствах, которые может выписать только врач, не должна ограничиваться законом и проходить исключительно в специальных журналах для медиков. Из-за прежней банальной проблемы - отсутствия денег, на этот раз не у государства, а у самих врачей, которые с каждым годом имеют все меньше возможностей выписывать медицинские журналы и поэтому все позже узнают о появлении новых средств. Елена Малышева готова и мечтает рассказывать о последних достижениях фармацевтики, но ее сковывает закон.

Пока законодатели и производители лекарств спорят о том, что для нас лучше, мы по-прежнему невольно верим рекламе и предъявляем претензии старым надоевшим средствам. Пусть реклама сделана честно и лекарство действительно так хорошо, как об этом говорят с экрана, не поленитесь прочитать инструкцию по применению, а еще лучше - сходить за советом к врачу. Он хотя бы убережет вас от того, что точно вам не подходит.

Смотрите также: