Одним ударом посоха Иван IV Грозный, о котором мы писали в N 51 за 2000 г., не только погубил сына, он обрек династию на исчезновение. На престол вступил Федор Иоаннович. Он отличался полной бесхарактерностью, к 13 годам у отрока проявились признаки слабоумия. Федор, ставший царем в 27-летнем возрасте, был по умственным способностям "ребенком малым". Царь Федор обладал довольно неприглядной внешностью - маленького роста, почти карлик, с большой головой и кривыми ногами.
Обреченная династия
МАЛЕНЬКИЙ рост, большая голова, кривые ноги... Известно, что врожденный сифилис часто сочетается с дефектами общего развития организма. Появляется деформация черепа, чаще других поражаются большеберцовые кости, которые принимают "саблевидную" форму, характерную для врожденного позднего сифилиса, так же как и слабоумие, расстройство памяти и речи. Так не расплата ли за болезнь отца - слабоумие несчастного Федора, восседавшего на русском престоле?
Уже в середине XVI в. стали явственно видны признаки вырождения царствующей династии. Юрий, брат Ивана IV, глухонемой от рождения, умер, не оставив потомства. Хилый и слабоумный царь Федор тоже был бездетным. Современной медицине известно, что около 93% болезней, подстерегающих младенцев с момента их появления на свет, связано с наследственной предрасположенностью. Многие врожденные заболевания у мальчиков заканчиваются смертельным исходом. В семьях, имеющих тот или иной мутированный ген, безопаснее рожать девочек. Но у Грозного были именно сыновья. Династия была генетически обречена. Совсем необязательно, что дефектный ген проявляется сразу, но последствия бывают непредсказуемыми. Причем мутация генов в определенных парах хромосом проявляется очень специфически.
Интереснейший факт - при исследовании останков захоронений в Архангельском соборе был обнаружен свинец. Случаи отравления свинцом - сильнейшим протоплазматическим ядом и его соединениями известны в практике судебно-медицинской экспертизы. Но если количество свинца, обнаруженное в костной ткани Ивана IV, князя Скопина-Шуйского, может быть объяснено лишь возрастным накоплением, то это исключается при анализе данных, полученных при исследовании ребер сыновей Грозного - Ивана и Федора. Значительное количество свинца, превышающее норму, было обнаружено во всей толще компактного и губчатого слоев реберной ткани. При этом в соскобах со стенок саркофага свинца не было. Молодой возраст братьев позволяет предположить у царевича Ивана и царя Федора хроническое отравление свинцом или его соединениями. Свинец и его неорганические соединения проникают в организм через дыхательные пути, меньше - через пищеварительный тракт и вызывают чаще хронические, реже - острые отравления. Первоначально интоксикация сказывается в появлении функциональных расстройств со стороны центральной нервной системы, затем возникают изменения в крови, в желудочно-кишечном тракте (свинцовая колика), в печени, оболочках головного мозга (энцефалопатия).
Ходили "темные" слухи о насильственной смерти Федора Иоанновича - отравлении... Может быть, царь Федор Иоаннович умер от отравления свинцом? Сопоставим картину умирания царя Федора и ту, которая наблюдается при смерти от отравления препаратами свинца. Для хронической свинцовой интоксикации характерны токсическая энцефалопатия - воспаление паутинной оболочки головного мозга. Ее проявлениями служат эйфория, психомоторное возбуждение, отмечается снижение остроты зрения, двоение в глазах. Но смерть при свинцовых отравлениях наступает на фоне резких судорог верхних и нижних конечностей или эпилептиформных судорог. Что же сказано в летописях о смерти царя Федора? "...Испустил дух без судорог и трепета, как бы заснув тихо и сладко..." Таким образом, царь Федор Иоаннович умер не от отравления свинцом. Но каким же образом попали соединения сильнейшего яда - свинца в организм братьев? Действительно, Кремль полон тайн. Окончательное разрешение этого вопроса возможно лишь после пристального изучения исторических данных с учетом результатов проведенных экспертных исследований. Процесс познания истины, к сожалению, идет очень медленно, а иногда при получении новых данных возникает больше вопросов, чем ответов на них.
Загадка древнего Углича
В ЗАВЕЩАНИИ царь Иван IV выделил младшему сыну Дмитрию удельное княжество со столицей в Угличе. В 1584 г. Дмитрий вместе с матерью М. Ф. Нагой выехал в Углич. М. Нагая - шестая или седьмая жена Ивана Грозного. Брак их, согласно канонам Русской православной церкви, не мог считаться законным, и, следовательно, Дмитрия, как незаконнорожденного, следовало бы именовать не царевичем, а удельным угличским князем. Но в историю он вошел как "малолетний царевич Дмитрий", поэтому не будем отступать от принятой терминологии. Дмитрий уже с 6-7 лет чувствовал себя будущим государем. Мальчика отмечала семейная черта - жестокость и необузданность характера, неуравновешенная психика, идея навязчивых состояний.
15 мая 1591 г. царевич погиб. Крупные события неожиданно порождают легенды. Легенды и реальность, переплетаясь, создают причудливый исторический узор.
Смерть Дмитрия из личной драмы превратилась в историческую трагедию. Согласно официальной версии, мальчик нечаянно нанес себе ножом рану в область шеи. Однако, по слухам, царевич Дмитрий был злодейски зарезан людьми, подосланными Борисом Годуновым. Версия об убийстве получила официальное признание при царе Василии Шуйском и Романовых. Эта версия оказала и продолжает оказывать огромнейшее влияние на историографию.
Смерть учинилась Божьим судом
В УГЛИЧ была направлена следственная комиссия во главе с митрополитом Геласием, но фактически работой комиссии руководил Василий Шуйский, пожалуй, самый умный и коварный противник Бориса Годунова. Комиссия прибыла в Углич 19 мая. До наших дней сохранился "Обыск" - следственное дело Шуйского. Необходимо подчеркнуть, что расследование было проведено весьма профессионально, тщательно и квалифицированно. На Руси умели вести разыскные дела. Как и положено, отрабатывалось несколько версий. Прежде всего необходимо было установить обстоятельства происшедшего. Трагедия разыгралась около полудня в субботний день. Кремль опустел, его обитатели готовились к обеду. Дмитрий находился во внутреннем дворе. Дьяки и подьячие Поместного приказа тщательно установили всех свидетелей происшедшего, "хто в те поры за царевичем был". Царевич играл с четырьмя мальчишками-сверстниками под надзором мамки Василисы Волоховой, кормилицы Арины Тучковой, постельницы Марии Колобовой. Вот и все свидетели.
Мальчики играли ножичком в "тычку". Игра заключалась в том, что нужно было попасть ножом в очерченный на земле круг, причем нож держался определенным способом. Наступил черед бросать нож Дмитрию... Вдруг во дворец вбежал сын постельницы с криком, что царевич погиб. Все кинулись во внутренний дворик. Мать - Мария Нагая - выхватила из рук Арины Тучковой тело уже мертвого сына.
Следственная комиссия, проанализировав показания свидетелей, учитывая предшествующее заболевание царевича, пришла к однозначному выводу - несчастный случай во время приступа "падучей". После получения заключения комиссии, 2 июня 1591 года, "Освященный собор" и боярская дума объявили: "Царевичу Дмитрию смерть учинилась Божьим судом".
Тем не менее продолжают появляться публикации об убийстве царевича Дмитрия. Е. Баринов и В. Прядильщиков утверждают: "Имена конкретных исполнителей, вероятно, никогда не станут известными. Важно, что это были наемники, которых в Угличе никто не знал". Проанализировав политический расклад сил, авторы пришли к выводу, что "убийство" царевича было выгодно Василию Шуйскому. Правда, спустя 13 лет Шуйский "признал" в Лжедмитрии "убиенного царевича Дмитрия", но спустя два года, "выкликнутый" на царство, он же в первых своих грамотах торопится объявить народу, что Дмитрий "умре подлинно и погребен в Угличе". По версии историка В. Кобрина, Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова, причем убийцы намеренно дали мальчику в руки нож во время игры и терпеливо ждали, когда царевич во время приступа эпилепсии сам наколется на нож. Интересно, сколько же времени надо было ждать этого момента?
Расследование А. П. Чехова
НЕБОЛЬШОЕ отступление... После окончания медицинского факультета А. П. Чехов в неоконченной работе "Врачебное дело в России" предпринял, в частности, интересную попытку с помощью медицинских данных найти определенные подходы к решению исторической загадки - смерти царевича Дмитрия. Приведя данные о смерти мальчика, Чехов с сожалением пишет: "Судебная медицина в исследовании отсутствовала..."
Дело в том, что царевич страдал "черным недугом", "падучей болезнью", "немочью падучей" - тяжелейшей эпилепсией, сопровождавшейся внезапно возникавшими, частыми, длительными приступами-припадками. Современная медицина рассматривает эпилепсию как нервно-психическое заболевание, в запущенных случаях приводящее к распаду личности. Дети расплачиваются за грехи отцов своих... Последний перед смертью приступ продолжался у Дмитрия непрерывно два дня. Он искусал руки мамок и нянек, пытавшихся удержать выгибающееся в судорогах тело мальчика. В сущности, Дмитрий был несчастным мальчиком, больным неизлечимой болезнью... Посмотрим на царевича взглядом, лишенным "исторического" прищура. В роковой день 15 мая он вышел во двор, ослабленный тяжелейшим приступом, его с нетерпением ждали ровесники, да и царевич, очевидно, соскучился по своим товарищам.
Е. Баринов и В. Прядильщиков справедливо пишут: "В медицинской практике часто встречаются случаи припадков эпилепсии, когда больные бывают застигнутыми приступом внезапно в самом неожиданном месте. Зачастую эпилептики наносят себе достаточно тяжелые телесные повреждения при ударах о землю и окружающие предметы. Все это как будто подтверждает версию о несчастном случае или версию Кобрина об "убийстве без убийцы", но тут есть одно "но"..." И далее авторы утверждают: "Медицинская практика ни разу, подчеркиваем, ни разу не зафиксировала случая смерти, подобного смерти царевича Дмитрия. Да, больные эпилепсией часто получают травмы во время приступов, но ни один из них не получил ранения от ножа, сжимаемого в собственной руке!"
Наблюдательного врача А. П. Чехова, хорошо знавшего судебную медицину и исследовавшего немало трупов, заинтересовал вопрос: мог ли царевич причинить смертельное колото-резаное ранение собственной рукой? 17 марта 1890 г. Антон Павлович пишет издателю Суворину: "Насчет падучей можно прочесть в любом учебнике по нервным болезням, а также и (для исследователя это нужно) в соответствующем отделе судебной медицины. ...Я возьму клочок бумаги и вкратце набросаю вам все, что нужно, и объясню, буде сумею. Зарезать себя мальчик мог". Перед современной судебно-медицинской экспертизой в подобных случаях встает ряд вопросов. Первый из них: мог ли пострадавший причинить себе повреждение собственной рукой? Безусловно, мог. Шея - область, доступная для так называемых самоповреждений. Среди допрошенных комиссией не значится лекарь, следовательно, царевичу не могла быть оказана доступная по тем временам помощь. Судебно-медицинская практика знает немало случаев смертельных исходов у эпилептиков, которые в момент приступа держали в руках колющие, режущие предметы. К сожалению, встречались подобные случаи и в моей экспертной практике. Второй вопрос - могла ли так быстро наступить смерть при повреждении органов шеи? В подобных случаях смерть наступает от воздушной эмболии сердца - попадания воздуха в правый желудочек сердца, - которая часто встречается при травмах сосудов шеи. Так, смерть может наступить немедленно, как это и было у царевича Дмитрия.
Предыдущая статья из этого цикла была опубликована в "АиФ. Здоровье" N 51:
"Тайна смерти Ивана Грозного"