Судебная медицина - закону слуга, а не прислужница

   
   

Хороший кумир - убитый кумир

ПАРАДОКС. Мы все больше сетуем на заполонившие теле- и киноэкраны сцены насилия и убийств, но с маниакальным упорством продолжаем смаковать всевозможные версии убийств знаменитых людей. Народу, похоже, нужны нездоровые сенсации.

- То ли мы привыкли к крови в своей истории и жаждем видеть насилие даже там, где его нет, то ли упиваемся смелостью своих суждений - не знаю, - говорит известный судебно-медицинский эксперт, профессор Александр Васильевич МАСЛОВ, лично проводивший в составе комиссий экспертизу гибели Маяковского и Есенина. - Мы совершенно четко доказали, что в Маяковского никто от двери не стрелял, выстрел был сделан в упор, а якобы открытый в крике рот - лишь следствие того, что никто застрелившемуся поэту не подвязывал челюсть, как это делается умершим людям. И предсмертную записку он написал собственноручно, а вовсе не Ося Брик. Вокруг смерти Сергея Есенина вообще споры не затихают по сей день, хотя выводы комиссии однозначны - самоубийство. Но нет, люди продолжают изобретать способы его убийства. Чего только я не слышал: Есенина задушили, избили, сожгли кипятком, выбрасывали с балкона, ударили рукояткой пистолета, подсвечником, мертвого засунули в петлю. Не было этого, говорю совершенно ответственно.

Что же движет поклонниками поэтов, музыкантов, исторических героев, которые, вопреки научным доказательствам и фактам, цепляются за версии убийства своего кумира? Как считает психолог Сергей Антоновский, это вполне закономерно, особенно если причина смерти человека - самоубийство. Ведь в сознании большинства людей оно ассоциируется с некоторой невменяемостью таланта, а люди не любят, чтобы их кумир оказывался сумасшедшим. Кроме этого, есть еще одна причина: поклонникам той или иной звезды странным образом лестно думать, что тот не просто умер, а принял мученическую кончину от завистников и гонителей гения. Это позволяет идеализировать такого человека как в жизни и творчестве, так и в смерти. Сегодня уже говорят о насильственной гибели лидера культовой группы "Нирвана" Курта Кобейна, выдвигаются версии убийства Виктора Цоя. Кто следующий?

Мы начинаем публиковать статьи Александра Маслова, посвященные развенчанию народных и литературных мифов о жизни и смерти знаменитых людей России. Но прежде предлагаем читателю поближе ознакомиться с такой отраслью науки, как судебная медицина.

СУДЕБНЫЙ медик, судебно-медицинский эксперт, судебная медицина... Эти слова все чаще мелькают на страницах газет, звучат по радио и с экранов телевизоров, встречаются в детективных произведениях.

Вместе с тем люди вряд ли хорошо себе представляют, что такое судебно-медицинская экспертиза. Читая судебную хронику, непременно вспомнят следователя, который сумел "вычислить" преступника и раскрыть преступление. Отдадим должное следователю, но отдадим должное и безымянным экспертам. "Судебная практика часто заставляет прибегать к специальным исследованиям, сосредотачивая в них центр тяжести дела или обращаясь к содействию сведущих людей, то есть экспертов по разным специальным отраслям знаний, искусства и ремесел... Между экспертами, которых мне приходилось слышать в суде, первое и главное место занимали судебные врачи, мнение которых очень часто имело решающее значение для дела", - писал знаменитый правовед А. Ф. Кони. Применение медицинских знаний, в том числе специальных познаний в области судебной медицины, для разрешения вопросов, возникающих в практической деятельности правоохранительных органов, и называется судебно-медицинской экспертизой. "Судебный врач должен идти рука об руку с судебной властью, должен помогать задаче правосудия и способствовать раскрытию истины в деле", - подчеркивал А. Ф. Кони. Судебно-медицинская экспертиза - слуга, но не прислужница правосудия. И пусть в наше непростое время не покажутся слишком выспренними такие понятия, как долг, честь, принципиальность, служение истине.

История свидетельствует, что еще на ранних этапах развития человеческого общества существовали законы, для выполнения которых требовалась медицинская экспертиза. В Древнем Египте совершившая преступление женщина освобождалась от смертной казни, если было доказано, что она беременна. В книге пророка Моисея запрещается вступление в брак с прокаженными. Приводятся сведения об определении девственности, времени зачатия и родов, о повреждениях при убийствах. В греческих таблицах V в. содержатся указания о необходимости осмотра умерших насильственной смертью, об установлении законности родов (рожавшая женщина должна состоять в браке и не иметь порочащих связей), об опеке над психическими больными. Разумеется, что в то время никакой научной судебно-медицинской экспертизы не могло быть из-за отсутствия самой судебно-медицинской науки. Вместе с тем нельзя не отметить стремление властей привлекать понимающих в медицине лиц для решения специальных вопросов медицинского характера.

В России необходимость производства судебно-медицинской экспертизы в правовой практике была признана при Петре I. Однако задолго до него известны случаи проведения экспертизы. Еще в Договоре Руси с Византией (911 г.) под доказательствами преступлений подразумевались внешние признаки события: раны, кровоподтеки, пятна крови и т. п. Согласно своду древнерусского феодального права "Русская правда" повреждениям на теле придавалось доказательное значение, равное показаниям свидетелей.

История России XV-XVI вв. отмечает ряд случаев судебно-медицинской экспертизы. Так, в 1537 г. по вызову ко двору Ивана IV Грозного не явился князь Андрей Иоаннович, ссылаясь на болезнь. Заподозрив его в притворстве, царь поручил врачу Теофилу освидетельствовать князя. По заключению врача-эксперта, болезнь князя оказалась "пустяшной".

Хорошо известна экспертиза, проведенная в XVII в. Царь Михаил Федорович намеревался вступить в брак с девицей Марьей Хлоповой. Бояре Салтыковы уверили царя, что она неизлечимо больна, из-за чего Хлопову сослали. Позже, усомнившись в ее болезни, царь поручил исследовать здоровье Хлоповой врачам Валентину и Бальсиру. Произведя освидетельствование девицы в присутствии патриарха Филарета и бояр Шереметева и Черкасского, врачи-эксперты убедились, что она здорова и не имеет никакой болезни. Салтыковых за клевету сослали.

На фронтоне судебно-медицинских моргов нередко имелась печальная, но глубокая по своему содержанию надпись: "Здесь мертвые учат живых". Действительно, один из наиболее крупных разделов судебной медицины составляет изучение насильственной смерти в результате убийства, самоубийства или несчастного случая и ненасильственной внезапной или скоропостижной смерти, похожей на насильственную. Изучая внешние воздействия на организм человека, судебные медики в отличие от врачей иных специальностей ставят перед собой широкий круг задач и специальных целей. В случаях обнаружения трупа следователь крайне редко располагает нужной и достаточно полной информацией об обстоятельствах наступления смерти. Зачастую добытые им первоначальные сведения весьма кратки, противоречивы или даже умышленно искажены. Судебно-медицинский эксперт, установив причину смерти, оказывает следствию неоценимую помощь в расследовании особенно предметов, орудий, которыми нанесены телесные повреждения, последовательность и прижизненность возникновения повреждений, возможность их причинения собственной рукой, наличие алкоголя, наркологических и иных химических веществ, а также освещает другие вопросы, интересующие следствие.

Судебно-медицинская наука изучает не только трупы, но и живых лиц. Эти исследования направлены на разработку и обоснование новых медицинских критериев определения вреда здоровью в связи с нанесением повреждений, а также решения целого ряда вопросов, связанных с половыми преступлениями и половыми состояниями, определением возраста, состояния здоровья, искусственных и притворных болезней, членовредительства и других вопросов.

Крупный и важный раздел судебно-медицинской экспертизы составляет изучение вещественных доказательств. Из всего их множества в компетенцию судебного медика входят объекты только биологического происхождения: различные ткани, органы и выделения человека - кровь, волосы, сперма, внутренние органы, кости, слюна, пот и т. д. Разработанные методы и частные методики исследования этих "немых свидетелей" позволяют им заговорить "во весь голос". Отечественная судебная медицина изучает случаи нарушения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. К сожалению, число подобных уголовных и гражданских дел возрастает. Судебно-медицинская служба проводит анализ и обобщение случаев травматизма, отравлений, скоропостижной смерти. В результате этих исследований разрабатываются конструктивные предложения по совершенствованию практики здравоохранения, воспитанию этики врача, что крайне важно в наше время.

Сегодня ни одна отрасль науки не может успешно развиваться без взаимодействия с другими ее отраслями, без использования научных достижений в других областях знания. Это распространяется и на судебную медицину. В последние годы в судебной медицине активно разрабатываются информационно-поисковые системы, внедряются компьютеризация и методы математического анализа.

В отечественной истории слишком много "белых пятен". Судебная медицина, используя последние достижения, помогает раскрытию исторической истины, восстановлению исторической справедливости. Исследования причин смерти Ивана Грозного, Бориса Годунова, царевича Дмитрия, идентификация останков царской семьи (список можно продолжить) невозможны без судебной медицины, напряженнейшего труда судебно-медицинских экспертов.

Говорят, что перед смертью все равны. Это не совсем так. Смерть не уравнивает людей. Жизнь человека, оставившего свой след в той или иной области деятельности, всегда загадка. Но ничто не порождает так много слухов и легенд, как уход из жизни подобных личностей, особенно если смерть окутана реальной или надуманной тайной. И, как следствие, появляется множество исторических, психологических загадок. Мы хотим предложить читателю несколько непривычную судебно-медицинскую оценку ряда подобных версий, предпринять попытку проникнуть в некоторые тайны отечественной истории, вглядеться в отдельные ее моменты глазами судебного медика.

Читайте в следующих номерах

"Тайна смерти Ивана Грозного".

Смотрите также: