С 7 до 12 лет. За что не любят IQ

   
   

Сын пришел из школы расстроенный - в классе была контрольная на определение коэффициента IQ, и у сына он оказался не очень высоким. А ведь задачи по математике он решает нормально, и с памятью у него неплохо. Скажите, что показывает этот коэффициент, насколько ему можно верить?

Е. Сазанова, Петрозаводск

На вопрос отвечает психолог-консультант Центра социально-психологической адаптации детей и подростков "Генезис" Марина Юрьевна МЕДВЕДЕВА:

- ДЛЯ начала вспомним, что IQ - начальные буквы словосочетания intelligence quotient, что буквально переводится как "коэффициент интеллекта". Тест на определение IQ составляется таким образом, чтобы в него входили и арифметические действия, и задачи на память, логическое мышление и на ориентировку в повседневной жизни. По количеству решенных задач в процентах определяется отношение интеллектуального развития человека, в данном случае ребенка, к его паспортному возрасту. Результат в 100% свидетельствует, что интеллектуальное развитие соответствует возрасту, больше 100 - ребенок по развитию вышел за рамки своего возраста, меньше - соответственно, отстает от возрастного уровня.

Но все это - в идеале. На самом деле тесты на IQ не показывают объективно ни степени одаренности, ни возможностей интеллектуального развития ребенка. Это набор усредненных задач для определенного возраста, но подбор их во многом зависит от личности самого составителя теста, а результат связан со всем предыдущим жизненным опытом ребенка, его социальным окружением, с тем, в какой семье он вырос и с кем общался до сего дня. Подобные тесты критикуются именно потому, что дети из "простых" семей, как правило, имеют коэффициент меньше - но не из-за отсутствия интеллектуального потенциала, а потому что уровень информированности в их семьях заведомо ниже.

Задачи теста, как правило, выявляют способность ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у некоторых детей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты IQ и того, что неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, который с традиционной точки зрения будет считаться неправильным. Наконец, совершенно сбрасывается со счетов эмоциональное напряжение, которое во время тестирования разные дети испытывают по-разному.

Поэтому ставить какую-то "черную метку" на основании подобного тестирования просто непродуктивно. Недостаток его в том и состоит, что проводится тест в несколько минут, а вот последующего глубокого анализа, почему ребенок не ответил на тот или иной вопрос, - не происходит. С точки зрения психологов, давать такие тесты в обычных школах в середине года вообще неправильно. Более оправданно, когда к этому прибегают в лицеях, гимназиях на вступительных собеседованиях - здесь сознательно ставится цель путем тестирования отобрать детей примерно одного социального уровня и информированности.

И последнее. Если маму беспокоит вся эта ситуация, то она может обратиться к психологу, занимающемуся проблемами школьного воспитания, чтобы он в свою очередь протестировал ребенка и выяснил, какие вопросы у него вызывают сложность и главное - почему.

Смотрите также: