Учитесь властвовать собой (06.03.2002)

У больных астмой наблюдается повышение бронхиальной секреции, отек слизистой оболочки бронхов, происходит сокращение гладких мышечных волокон, окружающих бронхиолы, что приводит к серьезным затруднениям при попытке выдохнуть воздух из легких.

Продолжение. Начало в NN 42, 43, 44, 46, 48, 50, 52 за 2001 г. , NN 3, 5, 7, 2002 г.

Занятия проводит автор оригинальной методики психической саморегуляции исходно непроизвольных вегетативных функций психолог Михаил ШОЙФЕТ.

ПРИМЕТА нашего времени - рост числа психосоматических заболеваний, то есть таких, при которых нарушения в функциях внутренних органов являются следствием перенапряжения психики. Остановимся на астме и дискинезии желчного пузыря.

Бронхиальная астма является формой одышки неизвестного происхождения, которая характеризуется хрипами, как правило, в фазе выдоха. Она возникает временами в виде приступов. Хотя бронхиальная астма в некоторых отношениях напоминает аллергию, она является более сложным и потенциально более опасным расстройством.

Большое значение в развитии астмы имеет мышечное, сосудистое и эмоциональное перенапряжение, возникающее при длительных стрессах. Известно, что депрессивные состояния также сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры. Поскольку паралич дыхательной мускулатуры, возникающий при астме, снимается ощущением покоя и релаксации, отсюда вытекает программа наших действий.

Упражнение. Прежде всего войдите в ОСС (см. "АиФ. Здоровье" N 42-44, 2001 г.). Начните с дыхательных упражнений. Закройте глаза и сосредоточьте внимание на дыхании. По мере того как вы глубоко вдыхаете и медленно выдыхаете, тело расслабляется. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы появилось чувство умиротворенности. Визуализируйте (см. "АиФ. Здоровье" N 50, 2001 г.) процесс выдоха в виде ручейка, вытекающего с выдыхаемым воздухом. Спроецируйте на "внутреннем экране" область легких, окрасьте ее в желтый цвет и выводите напряжение. (Ранее мы учились этому.) Мысленно выжимайте напряжение, каплю за каплей. Для большей эффективности визуализируйте напряжение в виде тающего и стекающего вниз воска, капающего с кончиков пальцев. Покачайте туловищем из стороны в сторону, помогая напряжению быстрее стечь. Наблюдайте: вот последние остатки напряжения стремительно стекают, как растопленное масло, оставляя в пальцах ощущение расслабленной тяжести и пустоты. В заключение на вдохе прижмите высоко поднятые плечи к шее, как будто у вас тяжелый груз, затем сбросьте этот груз вместе с мышечным напряжением, как сбрасывают якорь с лодки или промокшую под дождем куртку. Повторите упражнение несколько раз, убедитесь, что напряжение в бронхах полностью снято и дыхание нормализовалось.

Помимо этого при бронхиальной астме может оказаться эффективным следующее упражнение. Как обычно, начинайте с ОСС. Далее включите осязательное и цветовое мышление (см. "АиФ. Здоровье" N 52, 2001 г.). Моделируем программу: лоб прохладный (для этого напускаем на него серый цвет), все лицо и шея до надгортанника прохладные, трахея, бронхи, легкие теплые (оранжевый цвет), дышится свободно (голубой цвет). Получается? Если возникли затруднения, помогите своему воображению: визуализируйте кубики льда и накладывайте их на перечисленные органы и части тела. Продолжаем моделирование: ощутите глаза, нос, шею, гортань слегка прохладными, нечувствительными, оцепеневшими. Дышите свободно. В носу, во рту, в горле прохлада, грудь теплая. К концу занятия рекомендуются дыхательные упражнения. Размеренное, глубокое, замедленное дыхание запускает в действие "реакцию релаксации". Вдох... выдох... пауза. При этом нужно делать медленный вдох и быстрый выдох. Дышать надо носом, чтобы не пересыхало горло.

Одним из частых сопутствующих признаков общих нарушений высшей нервной деятельности является расстройство дыхания, в частности одышка. Она не связана с нарушением кровообращения, может наблюдаться в состоянии покоя. Чаще всего при этом наблюдаются затруднения вдоха, аритмичность дыхания, периодически частые глубокие вдохи, ощущение недостатка воздуха. В патогенезе ее большую роль играет нарушение автоматизма акта дыхания вследствие фиксации на нем дыхания.

Упражнение. Одышка уменьшится или исчезнет, если вы отвлечете внимание от процесса дыхания. Для этого перенеситесь мысленно в другое место, в другую ситуацию, переключитесь на какую-либо деятельность. Вид деятельности значения не имеет, важно, чтобы она поглотила вас полностью, безраздельно. Например, репродуцируйте из архивов памяти какой-нибудь захвативший вас целиком фильм и сконцентрируйтесь на его просмотре.

Дискинезия желчного пузыря и его протоков. Возникновение желтухи во время приступа страха или гнева было известно еще древним грекам. Заболевание это получило название "эмоциональной или нервной желтухи", обусловленное спазмом сосудов печени.

Последующие наблюдения показали: у людей, не удовлетворенных собой и окружающими, чувствительных к критике, плохо защищенных от жизненных трудностей, а также впечатлительных, тревожных, мнительных, вязких, склонных к длительным переживаниям, сдержанных, долго таящих в себе обиду, расположенных к задержке эмоциональных проявлений (чаще это представители сильного типа нервной системы), сильнее всего наблюдаются спазмы гладкой мускулатуры внутренних органов.

У перечисленного типа людей под влиянием эмоционального возбуждения может возникнуть дискинезия желчных путей и внепеченочных протоков, препятствуя нормальному оттоку желчи.

Предлагаемая психическая гимнастика быстро освободит желчный пузырь от спазмов гладкой мускулатуры и сосудов. Необходимо только образно смоделировать программу, и чем объемнее, чувственнее и живее вы изобразите на "внутреннем мониторе" пораженный орган, тем успешнее подсознание скоординирует ваши воздействия.

Упражнение. С учетом того, что ментальные инструменты в ОСС имеют статус реальных воздействий, вам остается выразить свои терапевтические цели в образах, почерпнутых из кладовой вашей памяти. Это наиболее продуктивный путь. Если на память ничего не приходит, прибегайте к стандартному упражнению. Например, погрузившись в ОСС, визуализируйте желчный пузырь и протоки и просмотрите в замедленном режиме видеофильм о том, как сильный напор горячего воздуха их надувает. Подключите к процессу осязание, почувствуйте жжение и распирание, как при раздавшихся от горячей и обильной пищи щеках.

Следующее упражнение. Войдите в ОСС. Визуализируйте на экране свой желчный пузырь в виде пластилина и приступайте к ваянию: вялым мышечным тканям желчного пузыря придайте живую форму, обеспечивающую активный тонус. Вашу задачу не назовешь легкой, если вы не освоили упражнения прошлых занятий. Так или иначе, призовите на помощь воображение и вдохните жизнь в депрессивный материал, как это сделал Пигмалион с Галатеей. Оживить девушку Пигмалиону помогла Афродита, вам же помогут навыки, полученные на предыдущих занятиях (см. "АиФ. Здоровье" NN 48, 50, 52, 2001 г.).

Продолжение следует