Учитесь властвовать собой (12.12.2001)

Занятия по психической саморегуляции исходно непроизвольных вегетативных функций ведет психолог Михаил ШОЙФЕТ, автор Театра психологической помощи.

Продолжение.

"Второе ключевое понятие системы самопрограммирования - "Язык самопрограммирования".

ДЛЯ ТЕХ, кто впервые знакомится с этой рубрикой, сообщим смысл того, чем мы занимаемся (см. "АиФ. Здоровье" 42, 43, 44, 46, 48). Природа, создавая людей, одарила их организм великой способностью к саморегулированию, при котором само отклонение от нормы является причиной (стимулом) возвращения к норме. Этот принцип называется золотым правилом саморегуляции. Благодаря этому сердце без какого-либо вмешательства бьется мощнее, когда мы, например, переходим с ходьбы на бег. Одновременно повышается давление крови, глубже становится дыхание, активизируется обмен веществ - и все это на основе законов саморегуляции.

К большому сожалению, люди попадают подчас в такие обстоятельства, когда природная саморегуляция не справляется. Именно для такого случая предназначена предлагаемая вам система самопрограммирования, самопомощи, смысл которой заключается в том, что сам человек настраивает свой организм через вегетативную нервную систему. Напомним, что мы для этого делаем. Прежде всего моделируем "особое состояние сознания" (ОСС) посредством релаксации поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, т. е. снижаем уровень эмоциональной напряженности, которая, как мы уже говорили, провоцирует вегетативные сдвиги. Затем, чтобы наладить нормальное функционирование, концентрируем внимание, "силу своего духа", на том, где это необходимо. И наконец на специфическом языке ментальных образов, через ЦНC передаем специфический сигнал, регулирующий расстроенные функции организма.

Второй ключ

   
   

Первое упражнение: работа с цветом. Цель занятия - научиться цветовой визуализации, размышлению в красках. Прикройте глаза и войдите в ОСС. Создайте силой своего воображения белый экран, как вы это делали раньше, выполняя упражнения по концентрации, и представьте источник света. Поместите перед источником света сначала красный фильтр, затем желтый и т. д. Если экран окрашивается соответственно цвету фильтра, пойдем дальше. Внимание на экран. Попробуйте смешивать цвета. Например, на красный цвет экрана опускайте голубой до тех пор, пока он не смешается с красным. Добейтесь пастельных тонов.

Анализируйте мир цвета, перебирая всю цветовую гамму. Это позволит найти свой цвет, который вы будете потом использовать для самовоздействия ("третье ключевое понятие"). Речь идет о нахождении цвета, отвечающего существу вашей личности.

Манипуляции с цветом развивают образное мышление, учат зрительно размышлять. Закрепим упражнение. Представьте на белом экране желтую розу. Сделали? Окрасьте ее в синий цвет. Для этого вообразите, что по ней медленно растекается синька, затопляя ее. В начале зрительного размышления образ - только слабый абрис. Трудно сразу сделать визуализацию отчетливой, но постепенно краски становятся живыми и ясными, цветовой спектр оказывается богатым, подобно электрическому цвету, а фигуры обретают объемность. Потренируйте свое образное представление, попеременно окрашивая розу в различные цвета. Это упражнение важно для последующих действий, поэтому добейтесь положительного результата.

Цвет и звук

Следующее упражнение. Попытайтесь визуализировать цвет бирюзы, а если вы не можете его увидеть, почувствуйте, что вы его видите. Просто примите его. Если его все еще не видите, тогда мягко убедите себя, что вы видите прекрасно и полно. И хотя вы, возможно, все еще ничего не видите, почувствуйте качество и значительность переживания. Задержитесь в этом ощущении, и визуализация в конце концов придет к вам.

Визуализируя (зрительно размышляя), вначале вы сосредотачиваетесь на форме и цвете, но позднее образ будет входить в сознание естественно, спонтанно. На первом этапе вы просто наблюдаете образ как часть вашей медитации или концентрации. Опыт показывает, что со временем вы настолько натренируетесь, что сможете видеть образ внутри себя. Даже не нужно будет закрывать глаза, чтобы его видеть. Он как живой возникнет на экране вашего сознания.

Визуализация, как релаксация и концентрация, - это базовое упражнение метода самопрограммирования собственного мозга, поэтому имеет огромное значение. Уделите ей наибольшее внимание.

Визуализация и воображение имеют некоторое сходство. Воображение, однако, подобно памяти или ментальной проекции, тогда как визуализация становится спонтанной и похожа на полное видение в трехмерном пространстве. Визуализация - более тонкий, высокоорганизованный динамический процесс. В воображении мы редко встречаем яркость цвета, форм, звуков и ощущений - визуализация же столь ярка и отчетлива, что превосходит наше обычное восприятие. Такие внутренние образы не идентичны чисто оптическим, быстро исчезающим последовательным образам.

Определенный цвет, по закону ассоциации, вызывает конкретные образы: синий - синее небо или темно-синее озеро, красный - раскаленный солнечный шар, огонь или извергающийся вулкан, желтый - цветы, при зеленом преобладают картины природы: луга, леса. С цветом может устанавливаться связь с определенными людьми, при определенном цвете появляется воспоминание о человеке или его образе; связываются буквы и слова, звуки и мелодии.

Третье упражнение. Звук, так же как и цвет, может быть инструментом психической саморегуляции. Это объясняется тем, что определенные звуки, например свирели, органа и др., вызывают тормозной процесс в нервной системе - убаюкивают сознание.

Прослушайте органную музыку средневековых композиторов, она, как правило, чаще другой используется для медитаций. Сконцентрируйтесь на ощущениях, которые она вызывает. Затем в отсутствие музыки постарайтесь самостоятельно воспроизвести эти ощущения. Если сразу вам не удалась эта операция, прослушайте еще несколько раз музыкальную композицию и отдайте себя во власть музыки целиком.

Визуализация с использованием музыки. Занятия визуализацией с использованием музыки приносят очищение духа от состояния несвободы. Используйте тихую классическую музыку, желательно Скрябина, она способствует развитию видения образов. Влияние музыки, ее ритмов как стимулятора воображения каждый, вероятно, испытывал на себе, хотя здесь многое зависит от индивидуальных особенностей воображения. Музыкальный ритм - качели для воображения.

При прослушивании музыки вы стимулируете пассивное воображение. Процесс происходит как бы далеко от вас, вне вас, но в то же время и внутри вас. С одной стороны, он руководит вами, но с другой - вы не теряете контроль, сохраняя созерцательную позицию. Музыка "адсорбирует" слушателя, который не является уже ничем, кроме ожидания и внимания.

Музыка, являясь символическим языком психологических и экспрессивных значений, вызывает особое состояние в нашей психике, особую концентрацию сознания, освобождает от эмоциональных депрессивных состояний. Используйте музыку для медитативного погружения, она обладает внушающим эффектом внутренней гармонии.

Продолжение следует