Учитесь властвовать собой (12.06.2002)

Продолжение. Начало в NN 42, 43, 44, 46, 48, 50, 52 за 2001 г. , NN 3, 5, 7, 10, 13, 15,17, 21 за 2002 г.

Занятия проводит автор оригинальной методики психической саморегуляции исходно непроизвольных вегетативных функций психолог Михаил ШОЙФЕТ.

СИМПТОМЫ кожных болезней могут появляться в результате психической травмы как замещение человеком душевных возбуждений и внутренних конфликтов, которые он не в состоянии разрешить. В результате неотреагированных аффектов, напряжение от них направляется внутрь. При этом у одних начинает болеть сердце и сбиваться с ритма; у других желудочно-кишечная система отказывается выполнять свои функции; у третьих возникают головные и прочие боли, бессонница, нервное истощение, тревожность, страхи - одним словом, могут появляться симптомы, присущие едва ли не всем известным болезням.

Вот и дерматозы поднимают голову, когда нам не удается разобраться в глубоколежащих в душевной жизни бессознательных процессах, иначе говоря, когда мы не прислушиваемся к мудрости подсознания. В качестве способа прислушаться мы предложили на прошлом занятии (см. "АиФ. Здоровье" N 21, 2002 г.) метод маятника. У маятника четыре основных направления движения: по часовой стрелке и против нее, в продольной плоскости (влево-вправо) и в поперечной (вперед-назад). Будем считать, что и условных ответов у нас столько же: "да", "нет", "не знаю" и "не хочу отвечать" - последний, кстати, ничуть не менее важен, чем остальные: это сигнал того, что в поиске своем вы натолкнулись на внутренний барьер. Качните маятник сначала в одном направлении, потом в другом и так далее. После этого придержите шарик свободной рукой и, когда он замрет неподвижно, предложите мысленно внутреннему разуму сделать свой первый выбор. Сформулировать это можно примерно так: "Из четырех возможных вариантов движения маятника мое подсознание сейчас выберет одно и будет именно им впоследствии утвердительно отвечать на мои вопросы". Сделали?

Формулировка вопроса в искусстве внутреннего диалога играет огромную роль: чтобы достичь в этом совершенства, вам потребуются определенные знания и, конечно же, опыт. Должны ли вы обращаться к собственному подсознанию во втором лице или можно беседовать с ним, как с самим собой? Каждый из занимающихся должен найти для себя ответ эмпирически. Подсознание все воспринимает буквально, поэтому старайтесь задавать вопросы ясно и недвусмысленно. Если в ответ на какой-то вопрос маятник качнется в диагональной плоскости, не удивляйтесь: таким образом внутренний разум либо пытается дать неопределенный ответ ("может быть", "наверное"), либо сигнализирует о том, что вопрос не понят, не имеет однозначного ответа и так далее. Рано или поздно вы найдете с маятником общий язык.

Итак, войдите в ОСС и проверьте диагностические возможности своего подсознания, задайте ему первый вопрос: обусловлено ли кожное заболевание психологическими факторами или оно имеет органическую природу. Получив удовлетворительный ответ, вы сделали первый шаг к полному выздоровлению.

У метода "маятник" есть недостатки. Преимущество другой специальной техники под названием "автоматическое письмо" в том, что внутренний разум, не ограниченный необходимостью лишь отвечать на поставленные вопросы, может предложить нашему вниманию все, что сам считает важным, - спонтанно и абсолютно свободно.

Автоматическое письмо - идеальное средство общения с подсознанием. Об этом свидетельствует пример из гипнотической практики. Э. и Дж Хилгарды (1975) проводили опыты по изучению болевой чувствительности загипнотизированного в момент хирургической операции. Используя технику автоматического письма, они обнаружили существование "закрытой" боли, то есть неосознаваемой. И это несмотря на внушенную анальгезию. Предлагая загипнотизированному указать на словах интенсивность боли, экспериментаторы одновременно внушали, что его правая рука отобразит ее на письме, при том что сам он этого не будет осознавать. Так, когда загипнотизированному предложили опустить руку в воду 1-2&deg тепла и спросили: "Вам холодно?" - последовал ответ: "Нет!" Но когда внушили наблюдать за своим другим "я" и свободной рукой написать на бумаге, что на самом деле он ощущает, рука автоматически вывела слова: "Мне больно". Это при том, что сам он этого не сознавал. Когда опыты сопровождались двойной оценкой, оказалось, что оценка боли письменная была выше, чем устная.

Следовательно, какой-то частью своего существа испытуемый продолжал ощущать боль, но эта боль благодаря внушенной анальгезии была как бы "отключена" и фиксировалась лишь подсознанием. Примечательно, когда по окончании эксперимента Хилгард внушил испытуемому, что тот вспомнит, какой интенсивности боль он переживал, что подсознательно он сознавал все происходившее, ответы испытуемого совпали с теми, которые были получены с помощью автоматического письма. Исследователи были немало удивлены, обнаружив в одном человеке существование двух "я", одно из которых он сознает, другое - нет. Тот (другой) не чувствует боли, не слышит звуковых раздражителей, может осуществлять автоматическое письмо, причем разным почерком в зависимости от характеристик внушенной ему личности, другого "я". Наблюдатели констатировали одновременное существование двух параллельных и независимых центров действия, раздвоение "я" или двух духовных личностей, находящихся рядом в одном и том же мозгу; каждая была занята своим особым делом - одна на виду у нас, другая за кулисами. Ну что же, завет "Познай себя", начертанный на стенах дельфийского храма Аполлона, по прошествии веков не утратил своей актуальности.

Бессознательные психические факторы (обида, вина, психотравма) достаточно могущественны, чтобы дестабилизировать соматические процессы. Чтобы разрядить их, необходимо заглянуть в подсознание и посмотреть, что же туда вытеснено и будоражит душу. Метод автоматического письма как нельзя лучше позволяет проникать в такие закоулки сознания, до которых сознательно мы не можем добраться, то есть его можно использовать для определения подсознательных мыслей, желаний и конфликтов. Кажется, что психосоматический больной совершенно ничего не понимает и не видит. Однако, если положить его руку на бумагу, дав ей свободу от сознания, и попросить написать то, что у него ущемлено и вытеснено в подсознание и оттуда совершает набеги на сознание, вызывая беспокойство и вегетативную дисфункцию, через некоторое время можно будет прочесть подробный отчет.

Если научиться писать, не сознавая, что делает рука, она будет перемещаться, не отрывая карандаш от бумаги, а слова потянутся сплошной слитной цепочкой, как если бы ею двигала какая-то внешняя сила. Почерк обычно разборчив, хотя буквы иногда оказываются недооформленными, что несколько затрудняет последующее прочтение. Не только скорость, но направление и сам способ письма могут быть совершенно различны: подсознание пишет как слева направо, так и наоборот; встречаются примеры зеркально отраженного и перевернутого письма, а также комбинации этих аномалий. Сокращения встречаются на каждом шагу. Подсознание бережет свое время: к чему, действительно, выводить все буквы? Ввиду того что написанное может отражать внутренние проблемы в зашифрованном виде, следует научиться их расшифровывать.

Современная практика лечения психосоматических расстройств подтверждает древнюю мудрость: "Нет более действенного средства для искоренения любого порока, чем его осознание". Без доведения до сознания бессознательных конфликтов излечение от психосоматических болезней проблематично. Вместе с осознанием происходят серьезные изменения. Связано это с тем, что осознание - не чисто теоретический процесс и не простой, изолированный от физиологии акт, оно имеет терапевтическое действие. Образно говоря, автоматическое письмо, делая бессознательное сознательным, по своей функции аналогично клапану парового котла, который травит пар, чтобы давление его не разорвало.

Метод автоматического письма как нельзя лучше позволяет проникать в такие закоулки сознания, до которых сознательно мы не можем добраться, то есть его можно использовать для определения подсознательных мыслей, желаний и конфликтов.

Продолжение следует.