У безнадежных пациентов появился шанс

   
   

Пациента с диагнозом "болезнь Паркинсона" в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко доставили в инвалидной коляске. А выписавшись и выйдя за дверь клиники, он почти бегом ловил такси. Персонал, наблюдавший за этой картиной из окна, лишний раз убеждался: методика, которую здесь применили, чтобы поставить больного на ноги, - действительно прорыв в лечении тяжелых неврологических заболеваний.

ОСНОВНАЯ причина болезни Паркинсона - нехватка дофамина, вещества, через которое передается нервный импульс, в результате чего нарушается передача сигналов. Во многих случаях причину болезни установить не удается - как считают медики, она может быть следствием тяжелой вирусной инфекции, перенесенного клещевого энцефалита, травмы, атеросклероза сосудов мозга с хроническим нарушением мозгового кровообращения и т. д. Но клиническая картина у всех одинакова. И в любом случае человек выбывает из трудовой деятельности, становится инвалидом, зачастую не в состоянии себя обслуживать - даже чашка с чаем прыгает в руках...

Новый метод лечения, освоенный в НИИ нейрохирургии, позволяет существенно облегчить состояние больных не только паркинсонизмом, но и рассеянным склерозом, ДЦП, синдромом хронической боли, последствиями черепно-мозговых травм. Называется он нейростимуляцией. Качество жизни таких пациентов радикально меняют имплантируемые устройства, воздействующие электрическими импульсами на определенные участки головного или спинного мозга, неправильная (недостаточная или избыточная) активность которых вызывает болезнь. Некоторые из подобных расстройств можно "исправить" лекарствами. Но болезнь прогрессирует, и дозы препаратов приходится постоянно увеличивать, а вместе с этим нарастают и побочные эффекты, достаточно серьезные. К тому же при некоторых заболеваниях лекарства и вовсе не помогают. Другим методом служит сложная нейрохирургическая операция - деструкция, разрушение тех структур мозга, которые участвуют в механизме возникновения болезни. Но эффект здесь достигается частичный, высок риск серьезных осложнений - нарушения речи, глотания, координации движений и т. д. Очень трудно добиться точечного попадания, не задев другие, близко расположенные участки мозга, ответственные за все эти функции. Истинным спасением в подобных случаях стало не разрушение, а стимуляция тех же зон мозга при помощи слабых электрических импульсов.

Стимулируем мозги

МЕТОД требует от врачей высокой квалификации, знаний в различных областях, современной приборной базы. К примеру, при тяжелейшем болевом синдроме компьютерная томография позволяет точно определить участки мозга, контролирующие восприятие боли. Затем при помощи специальной системы наведения врачи выполняют расчеты и через небольшое отверстие в черепе проводят в эту точку тончайший электрод. Тонким проводом он соединяется со спрятанным под кожу генератором, который посылает на электрод сигналы, подавляющие боль. При болезни Паркинсона такой же электрод размещается в таламусе - одной из древних структур мозга, которая упорядочивает нервные импульсы, идущие к его коре. При поражениях и заболеваниях спинного мозга электроды находят свое место на нем. Врач подбирает режим электростимуляции для блокирования тех сигналов мозга, которые вызывают симптомы болезни. Требуемые параметры подбираются индивидуально для каждого пациента, причем с его участием. Во время операции, которая проходит под местным обезболиванием, он сам ощущает, какой режим приносит ему наибольшее облегчение, и помогает хирургам задать программу генератору импульсов. Уже разработаны различные системы нейростимуляции - для головного и спинного мозга, а также для периферических нервов.

В дальнейшем пациент сам управляет стимулятором - при помощи специального пульта включает и выключает его по мере необходимости. Некоторым достаточно кратковременного сеанса стимуляции на целый день, другие практически не выключают приборчик. Но результат один: качество жизни разительно меняется. Нет, болезнь не побеждена окончательно, но человек сам управляет своим состоянием, способен обслужить себя: ходьба, одевание, прием пищи письмо уже не вызывают затруднений. Страдающие от постоянной боли перестают ее ощущать, ко многим возвращаются трудоспособность и вся полнота жизни.

Метод пришел к нам из-за рубежа. Высокая результативность сделала его популярным в клиниках Европы, США, Канады, Австралии, Японии. Теперь он стал применяться и в России, правда, пока только в НИИ нейрохирургии им. Бурденко. На счету руководителя группы функциональной нейрохирургии ведущего научного сотрудника института В. А. ШАБАЛОВА уже немало случаев избавления пациентов от беспомощного состояния или невыносимых болей. Нейростимуляция поставила на ноги молодую девушку, прикованную к инвалидной коляске сирингомиелией - тяжелым неврологическим заболеванием, до этого вмешательства она перенесла несколько операций на позвоночнике. О методе нейростимуляции узнала случайно. И теперь фактически обрела вторую жизнь: стала ходить, освоила профессию, а вскоре и вышла замуж.

Недавно прооперировали четырнадцатилетнюю девочку, больную ДЦП, которая не могла самостоятельно ходить и пошла уже на третий день после операции. Вернулся к любимой работе ученый, научную карьеру которого прервала болезнь Паркинсона: его руки и все тело сотрясала такая дрожь, что удержать в пальцах карандаш было проблемой. Все эти истории заканчиваются одинаково: после операций к больным возвращается нормальная жизнь, о которой они уже и не мечтали.

Это не панацея

- КОНЕЧНО, метод показан далеко не всем пациентам с неврологическими заболеваниями, - поясняет Владимир Алексеевич Шабалов, - отбор на операции жесткий. К примеру, у больных ДЦП нейростимуляция эффективна лишь при определенных формах заболевания. При паркинсонизме кандидатом на подобную операцию может стать один из трех больных - тот, кому уже не помогают эффективные препараты. Есть заболевания, которые этому методу вообще неподвластны. Но и тех, кому он может помочь, очень много. К примеру, получившим травму ныряльщика - повреждение шейного отдела позвоночника, приводящее к параличу. А таких травм очень много. Скоро мы выписываем пациента, лечившегося у нас по поводу производственной травмы, аналогичной травме ныряльщика, частичное повреждение спинного мозга привело к параличу ног. Мы поставили электроды в отделы спинного мозга, ответственные за движения в ногах. Думаем, что пациент хоть и с палочкой, но ходить сможет.

При таких травмах нарушаются функции тазовых органов, человек не может контролировать мочеиспускание. С помощью метода нейростимуляции эти функции восстанавливаются частично или полностью. К слову, был среди наших пациентов ребенок с врожденной патологией нижних отделов спинного мозга - спинно-мозговой грыжей, которая проявляется нарушением функции мочевого пузыря. Родители не могли поверить, что нейростимуляция избавит ребенка от постоянных памперсов или катетера. Но избавила. Ребенок стал таким же, как все, пошел в детский сад.

Потребность во вмешательствах такого рода колоссальна. В одной только Москве ежегодно требуется до 400 операций лишь по одной патологии - болезни Паркинсона. Однако на поток эту технологию не поставишь - слишком дороги импортные аппараты. Кому-то повезло найти спонсора, кому-то оплатило предприятие или органы здравоохранения - получалось штучное применение. Но дело уже сдвинулось. Удалось найти деньги Российской академии медицинских наук, выделило некоторые средства и московское правительство на приобретение американских нейростимуляторов. Существуют, правда, и отечественные, намного более дешевые, но они пока очень несовершенны.

Высокие технологии в медицине, бесспорно, требуют больших средств. Но трудно оспорить и то, что ценность человеческой жизни деньгами не измерить. Даже если подойти к проблеме с практической стороны, доводов в пользу дорогостоящей методики больше чем достаточно. Больные, которым может помочь новая технология, как правило, - тяжелые инвалиды, нуждающиеся в дорогих лекарствах, частом пребывании в больницах и санаториях, в сложных ортопедических устройствах. А это тоже ложится тяжелым бременем на здравоохранение. Кроме того, часто они не могут обойтись без посторонней помощи, и кто-то из близких вынужден оставить работу. Семьи нередко живут на грани нищеты. Существенное улучшение здоровья после имплантации нейростимулятора позволяет больному не только отказаться от посторонней помощи, но и самому вернуться к труду, к радости нормальной жизни.

Смотрите также: