Трансгенные продукты: есть или не есть?

Когда речь заходит о генетически модифицированных продуктах, воображение тут же рисует грозных мутантов. Легенды об агрессивных, вытесняющих из природы своих сородичей трансгенных растениях, которые Америка забрасывает в доверчивую Россию, неискоренимы. Но, может быть, нам просто не хватает информации?

Что за чудо

   
   

НА ВИД они соблазнительны и выглядят аппетитнее "натуралов". Чистенькие, мало отличающиеся друг от друга клубни картофеля, помидоры правильной формы, попкорн из калиброванных кукурузных зерен, а также молочные и мясные продукты на основе сои, рис с повышенным содержанием витамина А. Мало того, новые суперпродукты часто оказываются дешевле обычных. Что же скрывается за пугающим названием "генетически модифицированные", или "трансгенные"? Это продукты, полученные из организмов, преимущественно растений, в ДНК которых введен особый, не данный им от природы ген. В процессе развития этот ген наделяет своего "хозяина" новыми свойствами. Например, выведен картофель, вредный для колорадского жука: поев его листьев, тот мгновенно подыхает. Томаты или огурцы, побывавшие в руках генных инженеров, дольше хранятся и не портятся. Коровы дают молоко повышенной жирности. Свиньи - больше мяса и меньше жира. Кстати, к клонированию генная инженерия не имеет отношения. Суть ее сводится к тому, что берется ген, встраивается в клетку, которая потом размножается и распространяет внесенную информацию. Причем гены, которые вводятся в ДНК модифицируемых организмов, самые различные. Это могут быть гены других растений, животных, бактерий, вирусов и даже человека. К примеру, нужно получить растение, устойчивое к вредителям или сорнякам. Для этого в его генотип внедряется ген, отвечающий за такую устойчивость.

Впервые эксперимент по пересадке гена был осуществлен в 1983 году. Изучая почвенную бактерию, образующую на стволах деревьев и кустарников характерные наросты, ученые выяснили удивительную вещь. Паразитируя, бактерия переносит фрагмент собственной ДНК (например, в месте ранки на растении) в ядро растительной клетки, где он встраивается в хромосому. Чужеродная ДНК распознается и "считывается" как своя собственная. Таким способом бактерия заставляет растение синтезировать нужные ей питательные вещества. Ученые решили "перенять опыт" бактерии. Собственно, с момента этого открытия и началась история генной инженерии растений. Первым в результате искусственных манипуляций с генами получился табак, неуязвимый для вредителей. Потом генетически модифицированные кукуруза, соя, рапс, помидоры, огурцы, картофель, свекла, яблоки.

Сейчас выделять и собирать необходимые гены в одну конструкцию, переносить их в нужный организм для генетиков - рутинная работа. По сути дела, это та же селекция, только более прогрессивная. Все многообразие сортов растений и пород животных - результат генных мутаций. Только при традиционных методах, когда человек вызывает изменения широкой группы генов (с помощью скрещивания, радиации, химических веществ), надеясь на случайное сочетание признаков в потомстве, и затем выбирает растения с нужными свойствами, работа затягивается на годы. Селекция генно-инженерными методами - более ювелирный, ускоренный многократно процесс: конкретный ген вводится в ДНК конкретного организма. Кроме того, ученые научились делать так, чтобы ген работал в нужных органах или тканях (корнях, клубнях, листьях, зернах) и в нужное время (например, только при дневном освещении).

Почти фантастика

ВОЗМОЖНОСТИ генной инженерии практически безграничны. При желании можно создать совершенно фантастические продукты, начиная от внешнего вида, заканчивая самыми необычными свойствами. Например, молоко, дольше не прокисающее при повышенной температуре. Или помидоры кубической формы. Последнее уже, конечно, извращение, хотя, по слухам, и такие работы в некоторых лабораториях ведутся.

Время, в которое мы живем, - это пока только первый этап развития биотехнологии - век генетически модифицированных растений с улучшенными агрономическими характеристиками. Таким "продвинутым" культурам нипочем сорняки, вредители и неблагоприятные температуры, повышенная влажность или засуха, они успешнее сопротивляются болезням и инфекциям (в частности, в трансгенных продуктах намного ниже уровень вредных микотоксинов - микроскопических грибков). Использование таких растений позволяет почти полностью отказаться от химических средств защиты и удобрений - пестицидов, нитратов и т. п. Кстати, считается, что Россия - самая засоренная сорняками страна, а потери картофеля от колорадского жука составляют 40%. Так что в этом плане трансгенные растения имеют бесспорные плюсы - они позволяют повысить урожайность. Продукты первого поколения - хлопчатник, зерновые, соя, картофель, сахарная свекла.

Но уже надвигается вторая "волна" генно-модифицированных растений. Это продукция с улучшенной пищевой ценностью: масличные культуры с повышенным содержанием и измененным составом масел, фрукты и овощи, содержащие больше витаминов, более питательные зерновые и т. д. Одно из таких достижений ученых - "золотой рис", который содержит бета-каротин (провитамин А). Этот продукт особенно полезен людям, страдающим от дефицита витамина А, например, в Юго-Восточной Азии, где рис - основная пища. Другие примеры - кукуруза с повышенным содержанием лизина, пшеница с большим количеством белка.

Несколько более отдаленное, но не менее реальное, по мнению генетиков, будущее - создание растений, продуцирующих мимические соединения, в том числе лекарства, вакцины, краски, технические масла. Здесь уже место для фантазии ничем не ограничивается. Прежде всего растения-вакцины. В растение введут какой-либо вирус. Потребляя это растение в пищу, человек постепенно приобретет иммунитет к этому вирусу. Или представьте себе, например, курицу, несущую яйца с протеинами, которые способны убивать раковые клетки. Есть и первые результаты работы в этом направлении. Кстати, генно-инженерные методы уже давно используются в фармацевтике для производства лекарств (инсулин, интерферон, другие гормональные препараты).

Преимущества использования генетически модифицированных организмов очевидны. Отдаленные последствия - менее ясны. Поэтому дискуссии вокруг трансгенов не утихают.

Истина где-то рядом