В конце 2003 года в Италии на конференции по новым технологиям в хирургии американские ученые официально заявили: к 2015-2020 гг. человеческий фактор из хирургии будет полностью ликвидирован. Иначе говоря, хирург превратится в оператора компьютера.
- НА ПРАКТИКЕ медицинская помощь будущего выглядит примерно так, - рассказывает доктор медицинских наук, заведующий отделением хирургии печени и поджелудочной железы ЦКБ МПС Алексей Николаевич СЕВЕРЦЕВ. - Пациент, поступая в стационар, входит в особую автоматизированную систему, где в едином небольшом пространстве собраны все возможные методики диагностики и лечения. На основании клинической картины (т. е. внешних признаков заболевания, жалоб больного) лечащий врач дает команду компьютеру, какое обследование провести - УЗИ, компьютерную томографию или магнитно-ядерный резонанс, необходимые лабораторные тесты крови, мочи и т. д. Причем пациенту не придется бегать по разным кабинетам и выстаивать очереди к специалистам. Все процедуры проводятся сразу на месте. В течение нескольких минут информация обрабатывается, врач получает все необходимые сведения, устанавливается диагноз. В случае необходимости больной в этой же системе получает адекватное оперативное вмешательство. А операцию выполняют специальные устройства с помощью малоинвазивных методик.
Многим, в том числе хирургам, это кажется невероятным: "Мы до этого не доживем". Но история повторяется. В 1996 году, когда те же американцы обещали создать виртуальную модель человека, им точно так же не верили, говорили, что такого не может быть. Оказалось, может, и очень успешно. Что имеется в виду? В брюшную полость вводится эндоскоп, который осуществляет ее фотографирование и компьютерную обработку данных, и врач получает информацию в виде виртуальной реальности, модели на экране компьютера, а не истинного изображения. Т. е. он видит не саму картинку живота, а только отдельные органы и дальше уже просто указывает, что нужно делать, а компьютер сам подбирает, как это делать. Такие операции сегодня стали обычным делом. Точно так же мы доживем и до всего остального, может быть, даже быстрее, чем предполагаем. Потому что восемь лет назад американцы утверждали, что их программа рассчитана на 15 лет. Жизнь эти планы опередила, к настоящему времени технологии продвинулись намного дальше. Помимо лапароскопических (с помощью роботов) выполнено уже достаточно много операций через спутник, когда хирург оперирует, находясь на расстоянии нескольких тысяч километров от пациента.
Правда, помимо блестящей перспективы есть и нерешенные проблемы. Хирурги как ремесленники скоро станут не нужны. Они превратятся в придаток машины. Останутся очень пожилые специалисты старой школы, которые умеют все делать без помощи машины, и вырастет целое поколение молодых врачей, вообще не знающих, как оперировать. А если вдруг возникнет нештатная ситуация и действовать придется все же не машине, а человеку? На этот вопрос пока нет ответа. Самое интересное, это прогнозируемая ситуация, потому что уже сейчас есть категория врачей-хирургов, которые блестяще оперируют лапароскопически и абсолютно не владеют открытыми операциями. Если через 10 лет оперировать будет компьютер, для них не найдется точки приложения, они останутся без работы.
Есть пациенты, на которых отсутствие человека в операционной может подействовать психологически угнетающе. "В свое время, когда лапароскопическая хирургия вошла в пик популярности,- вспоминает Алексей Николаевич, - я общался с представителем фирмы-производителя лапароскопического оборудования. У него развился острый холецистит, необходимо было оперировать. Парадоксально, но человек, профессионально занимающийся новыми технологиями, отказался от лапароскопии и настоял на традиционном открытом вмешательстве. Видимо, психологически ему легче было доверить свое здоровье человеку, чем автомату".
Однако факты говорят о том, что хорошо отлаженная машина обеспечивает высокое качество. Это конвейер, выпускающий стандартный результат. Самый простой пример - сшивающие аппараты для соединения полых органов. У этого устройства есть единственный регулируемый критерий - толщина стенки, которую нужно прошить, все остальное ему глубоко безразлично. Он скрепками четко соединяет так, как нужно. Представьте на месте аппарата человека. Безусловно, профессионал зашивает творчески. Но вот он не выспался, у него какие-то личные проблемы, здесь он глубже прошил, там меньше. Когда сравнили ручной и механический швы, выяснилось, что последний надежнее, дает меньше осложнений, ускоряет заживление раны и сокращает пребывание пациента в больнице. Очевидно, мы не сможем отказаться от развития компьютерных технологий в хирургии. И нужно двигаться в сторону прогресса и качества, нежели индивидуального творчества врача. Ведь для пациента всегда важен конечный результат - здоровье, жизнь. А что именно происходит в процессе его достижения, ему по большому счету все равно.
Смотрите также:
- Святослав Медведев: "Нам грозит всеобщая невротизация" →
- Сердце донорское или искусственное →
- Реанимация - это "оживление" →