Впервые подробно описал это заболевание английский врач Джеймс Паркинсон, который, кстати, сам страдал от этого недуга, впоследствии названного его именем. За эти годы болезнь Паркинсона была неплохо изучена, но вот ее происхождение до сих пор неясно, а значит, и нет однозначного метода лечения, который бы стопроцентно гарантировал излечение. Об этом заболевании мы беседуем с нейрохирургом, кандидатом медицинских наук НИИ неврологии Владимиром Михайловичем ТЮРНИКОВЫМ.
ЭТО не такое уж и редкое заболевание: на сто тысяч населения в разных странах приходится от 60 до 180 больных, преимущественно пожилого возраста. Это связано со старением в клетках так называемой черной субстанции, находящейся в подкорковых структурах головного мозга, основная задача которой - выработка нейромедиатора дофамина, оказывающего воздействие на двигательную активность человека, именно поэтому с возрастом люди малоподвижны, для пожилых людей характерны замедленные движения, шаркающая походка. Обычно такое старение происходит к 80 годам - это естественные изменения, а вот о болезни можно говорить лишь в том случае, если эти процессы начинаются гораздо раньше - в 40-50 лет, у таких людей черная субстанция стареет катастрофически быстро.
У 80% больных выяснить причину заболевания не удается. Чаще всего провоцирующими факторами служат нарушение кровоснабжения головного мозга, отравление угарным газом, интоксикация марганцем, длительный прием некоторых лекарств, мозговая травма, энцефалит, тяжелое инфекционное заболевание или стресс. Как правило, болезнь начинается с дрожания и скованности в одной руке, постепенно распространяясь на все конечности, нарушаются походка, речь. Больной становится малоподвижным, подолгу находится в одном положении, не может сам себя обслуживать. Если болезнь не лечить или лечить неправильно, то человек может полностью потерять способность двигаться. Вторичные симптомы - сальность кожи, повышенное слюноотделение.
В начале заболевания сам человек не замечает каких-либо нарушений, чаще всего именно близкие родственники или друзья становятся свидетелями развития болезни, они обращают внимание на застывшее выражение лица, замедленность движений при одевании и еде. Наиболее сложно приходится людям, чья профессиональная деятельность требует точности движений. Болезнь Паркинсона постепенно прогрессирует: начинается с непостоянного дрожания и скованности в одной руке (1-я стадия) и приводит больного к полной обездвиженности (4-я стадия). Интенсивность дрожания в конечностях колеблется: усиливается при волнении. Для больных характерны также обеднение мимики, редкое мигание, монотонность и приглушенность голоса, изменение почерка - с каждым годом буквы становятся все мельче и мельче. Больной ходит согнувшись, ему трудно удерживать равновесие, появляется тенденция к быстрому переходу от ходьбы к бегу из-за того, что человек просто не может управлять своим телом, а также возникают трудности с глотанием.
Наука не стоит на месте, поэтому подходы к лечению болезни Паркинсона не раз менялись. Долгие годы больные могли надеяться только на таблетки, которые были малоэффективны. Только в XX веке ученым удалось получить препарат, восполняющий недостаток медиатора дофамина в организме больного. Проводились и нейрохирургические операции, которые устраняли основные проявления - повышение мышечного тонуса и дрожание конечностей. Первые операции приводили к грубым осложнениям: двигательным нарушениям или даже эпилептическим припадкам. Лишь в 1952 году врачи Шпигель и Уайсис сконструировали стереотаксический аппарат и стали успешно его применять. Цель данной операции - разомкнуть циклическую связь между подкорковыми структурами и корой головного мозга. Такой разрыв приводит к нормализации взаимодействия между мозговыми структурами, и как результат - нормальная двигательная активность. В начале 90-х годов появился новый подход к лечению - внутримозговая трансплантация. Чтобы возместить дефицит дофамина, необходимо провести пересадку клеток мозгового слоя надпочечников. Проводят ее в два этапа: сначала производят забор ткани из надпочечников, а затем ее пересаживают в мозг. Другой метод - пересадка эмбриональной ткани в мозг больного. Однако со временем успех от таких операций сменился разочарованием. Не всегда пересаженные клетки хорошо приживались, да и улучшение было кратковременным и неполным, к тому же больным приходилось продолжать принимать таблетки.
Сейчас наиболее распространены два вида операционного вмешательства - стереотаксическая деструкция (частичное разрушение) и хроническая электростимуляция подкорковых структур. Такие операции хоть и не излечивают от паркинсонизма полностью, но избавляют от некоторых симптомов (дрожание, повышенный тонус). Положительный эффект достигается в 88% случаев. Операции проводят тем пациентам, которым уже не помогает медикаментозное лечение или которые не переносят лекарства. Эти операции противопоказаны при грубых нарушениях психики, нарушениях функции дыхания или сердца.
До сих пор существует проблема выбора метода лечения: хирургическое или медикаментозное.
Хирургическое лечение позволяет раза в два снизить дозы многих препаратов, но полностью отказаться от них нельзя, потому что больные чаще всего поступают на операционный стол на последних стадиях заболевания. В таких случаях можно говорить лишь о комбинированном лечении. Если бы больные паркинсонизмом решались на операцию на второй стадии, то они могли бы гораздо дольше обходиться без лекарств. К сожалению, у нас нет стандартов лечения заболеваний, когда можно было бы определенно сказать, что на такой-то стадии показано такое-то лечение. На практике все происходит несколько иначе, каждый врач сам решает, нужно ли направлять пациента на операцию или стоит продолжить лечение при помощи препаратов. Да и многие больные просто боятся пойти на такую решительную меру, как операция на головном мозге.
Современные препараты, к сожалению, полностью не излечивают человека. А главное, что через несколько лет приема таблеток их эффективность снижается и даже большие дозы препарата не облегчают состояния больного. Человек попадает в ситуацию, когда медикаменты вызывают массу побочных эффектов, но больной уже не может отказаться от приема этих препаратов. Зачастую операция - единственный выход, к тому же ее риск минимален, и у большей части больных улучшается качество жизни.
Дышите глубже
Полностью вылечить паркинсонизм, к сожалению, нельзя. Но можно значительно облегчить состояние человека и добиться хороших результатов с помощью лекарств. Об этом рассказывают заведующий отделением реабилитации НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко РАМН профессор Владимир Львович НАЙДИН и разработчик нового лекарственного направления в лечении паркинсонизма доктор биологических наук Наум Исаакович ГОЛЬДШТЕЙН.
СНАЧАЛА больных паркинсонизмом лечили с помощью природных алкалоидов растения красавки (белладонны), но такая терапия была практически неэффективной. Затем появились леводопасодержащие препараты, агонисты дофаминовых рецепторов, холинолитики и препараты группы амантадана.
Леводопасодержащие препараты (наком, мадопар) восполняют недостаток вещества дофамина, которого не хватает в тканях мозга заболевших.
Агонисты дофаминовых рецепторов (бромокриптин) повышают чувствительность нервных клеток к дофамину, который еще вырабатывается в клетках мозга или поступает с лекарствами.
Холинолитики (циклодол, акинетон) уравновешивают соотношение необходимых мозгу дофамина и ацетилхолина: когда не хватает дофамина, уровень ацетилхолина относительно повышается, и препараты-холинолитики призваны восстановить соотношение этих биологически активных веществ.
Комплексными свойствами вышеперечисленных медикаментов обладают препараты группы амантадана (мидантан, амантадин).
Многие из применяемых лекарств имеют побочные эффекты (слабость, тошнота, запоры, насильственные движения, бессонница), которые часто могут доставлять человеку больше неудобств, чем сама болезнь.
Последнее поколение препаратов для лечения паркинсонизма - рефлекторные регуляторы. Они содержат активные формы кислорода (АФК), такие как супероксид или низкоконцентрированная перекись водорода, которые после введения в нос стимулируют выработку необходимого мозгу дофамина. Обычно АФК применяют в виде растворов перекиси водорода, приготовленных особым образом. Это не значит, что перекись нужно закапывать в нос и таким образом лечиться (нужную дозу и концентрацию можно получить только с помощью специальной технологии). Рефлекторные препараты появились относительно недавно и с этого года будут включены в перечень жизненно необходимых лекарств для больных паркинсонизмом. Если больной уже получает другие препараты, лекарства рефлекторного действия не отменяют их, но позволяют снизить дозы и уменьшить побочные эффекты. На ранних стадиях заболевания такие препараты могут применяться отдельно. Конечно, все вопросы назначения лекарств решаются вместе с врачом.