МОБИЛЬНИК: звонить или не звонить? Российские ученые не согласны со стандартами ВОЗ

   
   

"Что они делают? - сказал лет десять назад один знакомый физик, доктор наук, возвратившись из Италии. - Они все разговаривают по мобильникам. Но это же страшно вредно!" Увы, теперь сия мода пришла и к нам. Говорят все и везде. О чем? Да ни о чем. "Юрик, мы на втором, а вы где?" - разговоры детишек в школе. "Представляешь, моя машина сломалась, и я еду в автобусе", - повествование дамы, сидящей напротив, с последующим десятиминутным подробным описанием поломки. Даже разговаривают в офисе и дома, ибо звонить с мобильника на мобильник - дешевле... Мир сошел с ума!

"МЫ ОКАЗАЛИСЬ не готовы к такому интенсивному развитию сотовой связи", - сказал председатель Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений профессор Ю. Г. ГРИГОРЬЕВ, открывая международную конференцию "Сотовая связь и здоровье". Дело в том, что формально предмета для беспокойства нет: все телефоны выпускаются с сертификатами, все их параметры вписываются в допустимые нормы, принятые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), и пока нет прямых доказательств какого-либо вредного воздействия сотовой связи. Но и биологи, и медики уверены, что это только пока. У российских ученых вызывают сомнения те нормы, которые приняты в мире. "Пока мы больше не знаем, чем знаем", - считает профессор Григорьев, поэтому и собираются форумы, на которые приглашаются ведущие ученые, занимающиеся проблемами электромагнитных полей (ЭМП).

В Москву приехали 20 ученых из 16 стран. Россию представляли: академик-секретарь отделения биологических наук РАН А. ГРИГОРЬЕВ, академик-секретарь отделения профилактической медицины РАМН Н. ИЗМЕРОВ, ученые из ГНЦ - Института биофизики, из Центра электромагнитной безопасности, из ГУ НИИ медицины труда, из Совета по радиобиологии РАН, из Института общей физики РАН и других профильных институтов.

Эксперимент на себе

ВСЕ выступления западных специалистов начинались с оглашения сумм, которые были затрачены на исследования, и за этим следовали совершенно блеклые доклады с перечислением статистических данных и заключениями, что "вред напрямую не доказан и все в норме". "Но дело в том, что они рассматривают лишь тепловое воздействие, других критериев у них просто нет", - объясняют феномен такого благодушия наши ученые (если отогнать совсем уж неприличную мысль об ангажированности компаниями, производящими сотовые телефоны). Россияне же делают упор именно на электромагнитном воздействии и изучают его влияние на центральную нервную систему человека. Ведь всем из школьного курса известно, что нервные импульсы - это слабые токи, а переменные электромагнитные поля тоже индуцируют токи (знаменитое правило буравчика), то есть просто генерируются лжесигналы, создавая помехи в работе нервной системы. Интенсивность же электромагнитного сигнала, что тоже известно из школьного курса, убывает пропорционально квадрату расстояния. Проще говоря, пройдя 100 метров, сигнал ослабевает в 10 000 раз, так что для того, чтобы достичь базовых станций (установленных по всему городу антенн), сигнал все-таки первоначально должен иметь достаточную силу. И ведь эта бесстрастная антенна на трубке не знает, что ей надо излучать вверх, а не вбок, где находится ваша голова, сигнал распространяется во все стороны одинаково. Так что столь близкое соседство ЭМП со столь сложным "прибором", как человеческий мозг, вызывает у ученых определенные опасения.

Воздействия ЭМП на здоровье изучаются давно и всем известны: это усталость, ухудшение памяти, повышение артериального давления, бессонница, нарушение сердечной деятельности, преждевременное старение организма и много других неприятных вещей. "Но мы работаем со слабыми мощностями - до 4 Вт на килограмм тела, - возражают сторонники сотовой связи. - Доказано, что такие воздействия безвредны". "Методики их исследований неубедительны", - считает профессор Григорьев. Во-первых, применяются пиковые нагрузки, то есть кратковременные, во-вторых, почти во всех экспериментах излучатель размещается в 5 см от объекта воздействия, в-третьих, наблюдается реакция или непосредственно сразу после облучения, или через несколько дней. А ведь такое воздействие накапливается со временем.

В. НИКИТИНА из Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья (Санкт-Петербург) в своем докладе сообщила, что проведенные ими долгосрочные обследования людей, подвергающихся по роду работы воздействию ЭМП, доказывают, что со временем наступает формирование клинических форм неврозов, психической дезадаптации с нервно-психическими расстройствами.

"Человечество ввергло себя добровольно в эксперимент, который может закончиться катастрофой", - считают ученые, и последствия этого эксперимента могут сказаться через годы.

Держи телефон в сумке

СОТРУДНИКИ ГУ НИИ медицины труда, доктор биологических наук Н. РУБЦОВА и доктор медицинских наук Ю. ПАЛЬЦЕВ, представили доклад "Временные допустимые уровни воздействия электромагнитных излучений, создаваемых системами сотовой связи". Ученые сообщили о своих выводах: подавляющее большинство аппаратов, поставляемых на российский рынок и изготовленных в соответствии с требованиями стандарта ENV 50166-2, не удовлетворяет гигиеническим требованиям, предъявляемым в нашей стране. По данным проведенных исследований, источник модулированных ЭМП вблизи структур головного мозга вызывает, например, изменения в энцефалограммах: во время облучения у абсолютно здоровых испытуемых в височных областях мозга отмечаются диаграммы, похожие на энцефалограмму больных эпилепсией.

Вредное воздействие может быть - уверены российские ученые. Но что же делать? Ведь научно-технический прогресс не остановить. Например, всем известно, что ездить на машине вредно: и сам можешь разбиться, и людей можешь сбить, но весь мир ездит. "Конечно, обойтись сейчас без мобильников уже нельзя, но надо научиться ими рационально пользоваться, - считает профессор Григорьев. - Во-первых, надо ограничить разговоры по времени, говорить только самое необходимое: пришел, ушел, встретимся там-то, во-вторых, покупать все-таки дорогие телефоны, поскольку у них защита лучше. И, в-третьих, самое оптимальное - это приобрести наушники и держать телефон в сумке, поскольку на расстоянии 30-40 см воздействие значительно меньше". На вопрос о том, пользуется ли он сам и его сотрудники сотовой связью, Юрий Григорьевич ответил, что только по минимуму и с микрофонами.

"А есть ли воздействие на стоящего рядом?" - спросила я у профессора Григорьева. "А как же! Например, в Японии запрещено пользоваться мобильными телефонами в купе поезда, - ответил Юрий Григорьевич. - Один раз я ехал в купе с рижанами, которые, как сели, не переставая, полчаса разговаривали по своим трубкам. Я провел с ними воспитательную беседу, после чего они извинились и убрали телефоны". А еще Юрий Григорьевич с завистью говорит о законе в Бангладеш, по которому наказываются те родители, дети которых пользуются сотовыми телефонами.

Особую озабоченность горожан вызывают базовые станции, поскольку часто они устанавливаются прямо на крышах жилых домов. Но исследования ученых из Центра электромагнитной безопасности показали, что превышение разрешенных в России норм (более жестких, чем мировые) наблюдалось лишь непосредственно на крыше. И дело в том, что чем больше стоит таких базовых станций... тем лучше. Потому что весь город поделен на соты, и каждый передатчик работает на свою область, поэтому чем чаще стоят эти ретрансляторы, тем на меньшей мощности они работают. То есть, разгромив передатчик у себя на доме, вы только заставите ваши телефоны работать с большей мощностью. К тому же основной "лепесток" базовой станции, передающий сигнал, направлен параллельно земле, поэтому находящимся под антенной людям никакого вреда не наносится.

Отберите у детей

И ПО ПОВОДУ еще одного расхожего рассуждения: "Когда я не разговариваю, телефон безвреден", откуда и мода носить трубки на поясе, на груди. "Ни в коем случае нельзя этого делать, - убеждена Нина Борисовна Рубцова. - Ведь когда звучит звонок, именно в это время ваш организм получает облучение по полной программе. Дело в том, что это потом мобильник подстроится под станцию и уменьшит мощность, в момент же соединения сигнал максимальный". И, кстати, информация для мужчин: есть научные работы, подтверждающие и нарушение репродуктивных функций, и ослабление потенции именно от воздействия ЭМП.

"Вообще, если ионизирующее облучение - радиацию - сразу признали вредным, отнеслись к ней серьезно и обезопасили себя, то почему-то неионизирующим излучениям такого внимания не уделялось, хотя воздействие их не меньше, - считает профессор Юрий Григорьев. - На сегодня в мире уже несколько тысяч научных работ, посвященных этим проблемам. Неужели они никого не убеждают?"

Правда, на конференции звучали и более радикальные предложения о поиске каких-то других, более щадящих способов общения. А заместитель главного инженера ФГУП "НИИ Радио" В. Сарьян сообщил о как всегда уникальных разработках российских ученых, которые предложили использовать ретранслятор. То есть вы говорите по мобильнику, который шлет сигнал не на базовую станцию, а на дополнительное передающее устройство, расположенное, например, в вашем портфеле. Тот же вариант наушников, только более удобный, беспроводной. Надо совершенствовать и сами сотовые телефоны, поскольку по испытаниям в одних и тех же условиях одни модели используют в тысячи раз большую мощность излучения, чем другие.

"А обращались ли вы в наше Министерство здравоохранения со всеми своими данными, можно ли нам ввести свои стандарты, не обязательно же дожидаться резюме ВОЗ?" - спросила я профессора Григорьева. "Конечно, обращались. И ведь речь не идет о запрете сотовой связи - сейчас это уже невозможно. Речь идет о гармонизации стандартов. Но нам устало объясняют, что только что выдержали тяжелую борьбу с производителями пива, и вот теперь сотовая связь..."

А пока суд да дело и гармонизация не наступила, вернувшись домой, я... отобрала у детей мобильники, по крайней мере до покупки наушников. Конечно, удобно "пеленговать" своих чад, спокойнее, но уж лучше я потерплю.

Смотрите также: