Борис Щербаков: "Люблю колоть дрова!"

   
   

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ актер, сыгравший немало запоминающихся ролей в театре и кино, обаятельный, уверенный в себе человек, мужчина, умеющий (что не так часто распространено в актерской среде) одинаково хорошо работать и головой и руками, - все это относится к Борису ЩЕРБАКОВУ.

- БЫТУЕТ мнение, что актер - профессия женская. А что нужно делать, чтобы в ней оставаться мужчиной во всех отношениях?

- Ну, во-первых, я не считаю, что моя профессия - женская. Так может сказать только актер, который не любит свое дело, или большой "кокет". Если так считать, зачем тогда заниматься этим? Я не согласен с этой точкой зрения. Возьмите хотя бы историю театра: изначально не только мужские, но и женские роли играли мужчины! Потом только они допустили женщин до этого вида искусства. Так что ничего женского в этой профессии нет! Я считаю ее чисто мужской, абсолютно нормальной, как и любая другая мужская профессия.

- А вы ощущаете себя сильным человеком - физически и морально?

- Физически сильным я ощущал себя, может, лет 20 тому назад. Сейчас, видимо, в силу возраста я уже себя так не чувствую. А в силу жизненного опыта я уже и морально-то себя ощущаю не очень сильным, потому что с годами все больше и больше сомнений приходит. Если в молодости юношеский максимализм подминал все и ты, как танк, шел вперед, то теперь возникают сомнения. А там, где сомнения, там уже и слабость.

- Что для вас является стимулом, заставляющим к чему-то стремиться в жизни?

- Наверное, семья, любовь, какие-то моральные устои... Но в основном - семья, она дает стимул к дальнейшему действию. Ну и то, что я, честно говоря, очень люблю свою работу. Убежден, что артистом надо быть в любой профессии, а уж в актерской профессии артистом надо быть вдвойне!

- Вы сказали, что лет 20 назад были физически сильным, - вы тогда занимались каким-то спортом? Или для поддержания физической формы вам хватает профессиональных нагрузок?

- Нет, спортом я особенно никогда не занимался. Вы правильно говорите - хватает нагрузок моей профессии. Конечно же, жить в таком ритме, зачастую не зная ни выходных, ни праздников, тяжело, но как-то иначе я уже не мыслю свою жизнь. Без всего этого становится скучно, начинаю комплексовать, рефлексовать, меня одолевают сплин, тоска, хандра и т. д. А вот когда входишь в ритм работы, все остальное отходит куда-то в сторону, и ты движешься к той цели, которую себе поставил.

- Вы часто снимаетесь в детективах и боевиках. Приходилось ли самому выполнять трюки?

- По молодости - да, когда стремишься доказать себе и другим, что ты все можешь. Но с рождением сына перестал это делать. С тех пор - никаких трюков. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Существуют каскадеры, трюкачи - зачем же отбирать у них хлеб? Тем более что они сделают все это гораздо лучше. Как бы ты подготовлен ни был, но все равно это не твоя, а их профессия. Они за это деньги получают, они специально готовятся к этому, они за счет этого живут. Так зачем же отбирать чужой хлеб? Я не понимаю артистов, которые с гордостью говорят, что сами делают трюки. Помню, как-то прихожу на съемочную площадку, вижу: стоят рядом актер и его дублер-каскадер. Так похожи, что я даже поначалу со спины не мог определить, кто есть кто. Режиссер говорит: "Этот трюк будет делать каскадер". А актер: "Нет! Я сам!" Ну и сделал сам - выбил себе мениск! Остановились съемки, спектакли у него отменились. И чего хорошего? Лишил человека заработка и сам покалечился. Никакого смысла в этом нет.

- У вас в жизни много стрессовых ситуаций?

- Да, конечно! Сплошной стресс, сплошной сгусток нервов! Поэтому стараюсь по мере сил немножко посмеиваться над любой сложной ситуацией. Если бы не это ироническое отношение ко всякого рода проблемам и неурядицам, я бы, наверное, давно в гробу лежал. А ирония спасает. Вот сейчас, к примеру, работая над "Сыщиками-4", впервые ощутил себя в шкуре режиссера. Это очень сложно. Я всегда знал, что актер и режиссер - разные профессии, но, только углубившись в это, понял, насколько они разные! Временами уже хватаюсь за голову и думаю: "Зачем ты полез в это? Зачем тебе это надо, Боря?.. Сидел бы себе в артистах!.." Но вот это - результат моего любопытства. Как бы я ни ругал лет 30 тому назад артистов, которые лезут в режиссуру, но и сам в конце концов пришел к этому. Одна из причин, почему я начал заниматься этим делом, в том, что, к моему огромному сожалению и недоумению, появилось большое количество "серых", непрофессиональных режиссеров. Возвращаясь к тому, с чего мы начали, - они не артисты в своем деле, эти люди. А режиссер должен быть артистом. Не хочу сказать, что являюсь режиссером-артистом, но я хотя бы стараюсь быть таким. А многие нынешние режиссеры даже и не стараются. Их устраивает существующее положение дел, устраивает это варево, в котором они варятся. Они даже не пытаются вылезти из болота, в котором сидят. А нам с коллегами хочется верить, что все-таки мы пытаемся сделать что-то стоящее. Не знаю - выйдет ли, но надеюсь. Хотя возникают какие-то препоны, от которых никуда не денешься. Я сталкиваюсь с вещами, с которыми никогда не сталкивался, будучи артистом.

- А что вас спасает в нервозных ситуациях, помогает выйти из стресса?

- Бассейн, наверное. Еду на дачу, а там у моего соседа бассейн, где я плаваю. Если есть время, конечно. И вот там потихоньку отхожу от стресса - за чайком, за совершенно посторонними беседами с хорошими людьми, друзьями. Мой сосед - врач, профессор - Михаил Юрьевич Яковлев. И супруга его - замечательный доктор-диагност Ирина Альфредовна Аниховская. У них своя клиника. И волею судеб я оказался их соседом. И как-то сложилось, что мы очень с ними подружились, и их дом я считаю своим, а они - мой. Вообще это замечательно, когда соседи хорошие. Хотя говорят, что "у хорошего соседа все соседи хорошие". Хочешь жить хорошо - сделай так, чтобы твой сосед жил хорошо. Вот по этой пословице мы с ними живем по соседству, и все у нас слава богу. И, если у меня что-то не ладится, я еду туда, к ним. Стараюсь там отойти от своих проблем и с удовольствием выслушиваю их идеи, сопереживаю их проблемам. А проблем у них, как и у всех нас, полно. И еще мне помогает справиться с неприятностями физическая работа. Скажем, Николай II, говорят, любил колоть дрова. Я, конечно, не хочу сказать, что я - Николай II, но тоже очень люблю колоть, пилить дрова, делать что-то по дому. Или купишь какую-нибудь ерунду, но обязательно в антикварном магазине, и начинаешь ее реставрировать. Столик какой-нибудь разбитый, потрепанный донельзя, или еще что-то подобное. И начинаешь из этого что-то собирать, восстанавливать. Такая работа тоже дает отвлечение потрясающее и восстанавливает душевное равновесие.

Смотрите также: