В последние несколько лет проблема наркомании в нашей стране вышла на одно из первых мест. Естественно, отнюдь не за какие-то положительные качества. Причем, что характерно, одними из самых неблагополучных регионов России и СНГ являются Москва и Подмосковье. Точного числа наркозависимых не знает никто, но даже если представить его себе хотя бы примерно, картина получается устрашающая.
СИТУАЦИЯ сложилась таким образом, что сейчас все больше и больше возникает спрос на специализированные услуги по наркологии. Один за одним в Москве открываются наркологические центры. В каждом из них свои методы лечения. Однако наше внимание привлек подмосковный Реабилитационный наркологический центр, созданный и функционирующий в структуре НП "Центр адаптации человека":
Чем же таким особенным этот центр отличается от других? Об этом рассказывает кандидат медицинских наук, врач-психиатр, нарколог высшей категории Лев Николаевич БЛАГОВ.
Психика страдает прежде всего
НАШИ пациенты - это не те, кто один или два раза попробовал наркотики. Мы берем на лечение тех, кто уже довольно прочно пристрастился к игле. Им необходима врачебная помощь, помощь психиатра. Ведь у этих больных довольно серьезно поражен мозг. Это проявляется не только в расстройстве поведения. Страдает сфера оценки, сфера влечений, эмоционально-волевая сфера, весь процесс мышления идет наперекосяк. Формируется болезненное изменение психики и личности в целом. Вообще, любая разновидность наркомании, будь то опийная, героиновая или иная, - в первую очередь проблема психиатрическая. Если у больного нормальная семья, хорошее окружение, она может быть выражена не столь ярко, но тем не менее она все равно присутствует. Поэтому главной особенностью нашего метода лечения является психиатрический подход к лечению больного. Не психологический - он нам ничего не даст в данной ситуации. Почему? Да потому, что психологов изначально учат работать со здоровыми людьми, их никто не учит работать с больными, им не дают дипломов врачей. А психиатр - это врач, который помимо всего прочего обязан знать наркологию, потому что, как я уже сказал, "во главе угла" любого наркологического заболевания стоит поражение психики больного. Поэтому в нашем центре психиатр - это основной специалист.
Лучшие доктора - тишина и покой
ЧЕЛОВЕК, злоупотребляющий наркотиками, часто опасен для окружающих. Его зачастую необходимо изолировать от общества, поместить в такую терапевтическую среду, в которой перекрыт доступ к наркотикам. А что происходит в больницах? Врачи получают нищенскую зарплату, на одного доктора приходится до 40 человек больных. Постоянно идет этот поток, жуткий вал, вздохнуть некогда. А у нас пациент попадает в совершенно другую среду. Может быть, кому-то это покажется непривычным, но мы помещаем пациента в весьма комфортные условия. Пациент для нас - это человек, который нуждается в помощи. На него никто не кричит, его никто не ругает. Он находится в атмосфере тишины и спокойствия. Уже одно это обладает замечательным лечебным эффектом. Любой психиатр скажет, что в больницах, где все время шум и гам, процесс выздоровления идет очень медленно. А как только больной попадает в тихое и спокойное место, все восстановительные процессы проходят гораздо быстрее. Поэтому наша задача - "вырвать" больного из наркотической среды и поместить его в спокойное место, абсолютно закрытое ото всех ветров. И только после этого проводить непосредственно лечение.
Здоровая печень - здоровый мозг
В СВОЕЙ работе мы, естественно, используем медикаменты. Наше медикаментозное лечение направлено главным образом на комплекс расстройств, обусловленных отменой наркотика. Но лекарственные препараты мы применяем, во-первых, избирательно, во-вторых, строго по показаниям, чтобы избежать нежелательных побочных эффектов. А параллельно с лечением болезненного влечения к наркотику мы начинаем проводить терапию других внутренних органов, пораженных вследствие наркотической интоксикации. Это органы пищеварения, сердечно-сосудистая система и др. Мы знаем, что здоровая печень - это здоровый мозг, больная печень - с мозгом проблемы, потому что наша печень стоит на страже чистоты внутренней среды. Поэтому мы прилагаем все усилия для того, чтобы нормализовать эти принципы.
Лечение наркомании - лечение семьи наркомана
ОДНИМ из основных аспектов методики, по которой мы работаем, является длительная психотерапевтическая программа. Но проводиться она должна только после полного снятия абстиненции! Сколько эта программа длится - сказать трудно. Может быть, несколько недель, а может быть, несколько месяцев. Ведь когда пациента на третий день уже выписывают из больницы, это же ненормально. Что с ним происходит дальше? Он мчится к своим старым дружкам-наркоманам и снова вовлекается в наркотический процесс. Поэтому после снятия "ломки" мы еще какое-то время держим больного в стационаре, проводя противорецидивную терапию. И в этом процессе обязательно должна принимать участие семья пациента. Потому что эффективно вылечить одного отдельно взятого больного невозможно. Ведь он перенес психоз! И он может у него возникнуть снова, он может годами не затихать и в любой момент вспыхнуть с новой силой. Поэтому наша психотерапевтическая программа в значительной степени должна быть ориентирована на ближайшее окружение пациента, которое занимает примерно 90% его общения. Это окружение прорабатывается, происходит его в некотором роде "санация". С ним ведется работа с участием и психотерапевта, и медицинского психолога, и социального работника. Родители вообще могут навещать своего ребенка в любое удобное время. Их встречает лечащий врач, беседует с ними, дает рекомендации. Они с самого первого дня находятся в нашей лечебной программе. Родители могут даже безотлучно находиться вместе со своим ребенком, так как у нас есть возможность их совместного пребывания в палате. Со временем мы планируем построить что-то вроде небольшой гостиницы, чтобы приехавшим из других регионов было где остановиться.
Этапность лечения
НЕ ВСЕ болеют одинаково. Симптомы болезни у всех отличны друг от друга. Так же и с методиками лечения. Что хорошо одному, то плохо другому и совсем плохо третьему. И решить это может только врач, причем хорошо подготовленный. Поэтому мы выстраиваем свою программу следующим образом. Каждый специалист имеет свой определенный круг обязанностей. Так, врач психиатр-нарколог руководит процессом. Он определяет общую картину лечения больного, решает, что ему нужно, а что не нужно, как работать с семьей пациента, и он же определяет, каких специалистов необходимо вовлекать в лечебный процесс. Мы это называем первичной реабилитацией. После ее окончания начинается новый виток лечения. Здесь уже в дело вступают психотерапевт и медицинский психолог. И задача, стоящая перед ними, предельно ясна: выработать с помощью курса психотерапии умение подавить у себя влечение к наркотикам, справиться со своими комплексами. Задача психолога - не лечить больного. Он не знает, как это делать, это знает только врач, а психолог должен помогать врачу лечить больного, вырабатывая у него навыки здорового образа жизни.
Мы не ставим задачу вылечить всех
В НАШЕМ центре всего 20 коек. Кому-то это покажется мало. Может быть, в будущем их количество возрастет. Но пока этого достаточно. Зачем создавать скученность? Прежде всего это неграмотно с точки зрения психиатрии. Больной выздоравливающий и больной только что поступивший не должны находиться рядом друг с другом. Наш закрытый стационар позволяет это обеспечивать.
В центр реабилитации попадает не каждый пациент. После первичного консультирования проводится отбор. Мы отбираем больных, у которых есть хорошая перспектива на выздоровление. Это те пациенты, у которых есть семья, есть нормальное окружение. Их еще можно вернуть к нормальной жизни с нашей помощью. Мы лечим тех, кто приходит к нам добровольно.
И еще один момент. В государственных клиниках после снятия абстиненции больному необходимо вставать на учет в наркологический диспансер. И кто, скажите, пожалуйста, туда побежит? Мы же сохраняем полную конфиденциальность. Закрытый характер клиники позволяет избежать нежелательных контактов. Мы имеем собственную базу данных. Те, кто хочет у нас лечиться, уже никуда не убегают. Конечно, сейчас, когда мы еще только начинаем (а нашему центру всего два месяца с небольшим), мы просто нарабатываем своих пациентов. Когда их станет достаточно, начнем, наверное, потихоньку отказывать другим. Нам придется заниматься теми больными, которые пришли в первую очередь. Потому что для нас пациент - это приоритет всего и вся.
Надо заново учиться жить
ПОСЛЕ лечения, в период реабилитации, у пациента необходимо воспитывать навыки здорового образа жизни. Сами посудите: человек только что перенес тяжелое заболевание. В течение какого-то периода он был оторван от внешнего мира. И в этот мир ему необходимо "влиться" снова. Как это сделать безболезненно? Как снова не пристраститься к наркотикам? Как выбрать себе нормальное окружение? Вот на эти вопросы и помогают пациенту отвечать специалисты. С одной стороны, это можно назвать пропагандой здорового образа жизни, а с другой - организацией нормальной жизни в реальном мире. Жизни без наркотиков.
Эпилог
К СОЖАЛЕНИЮ, богатые бизнесмены не хотят вкладывать деньги в нашу затею, их не прельщает тот самый процент прибыли, который они могут получить. Кроме вопроса "Сколько я буду с этого иметь?", я от них больше ничего так и не услышал. Мы берем ее из той суммы, которую нам платит пациент. Расценки (если брать по Москве) у нас средние, а условия и комфорт, напротив, гораздо лучше. Наш центр расположен в городе Подольске Московской области, в очень живописном месте - в сосновом бору.
И вообще, мы считаем, что в наше время при нищенском госфинансировании наркологии гораздо более честно развивать сеть именно коммерческих центров. И пусть они конкурируют с государственными клиниками на равных. То есть они не должны мешать, они должны их дополнять. Ведь у нас в стране уровень наркологической помощи крайне низок. Взять хотя бы США, где одних только наркологических центров насчитывается 12,5 тысячи! У нас же врачей-наркологов столько не наберется. Вот такая возникает проблема, которую мы пытаемся решить своими силами. По сути своей мы - энтузиасты, которые не преследуют в конечном счете каких-то глобальных коммерческих целей. Мы пытаемся сделать так, как должно быть. И если кто-то захочет нас поддержать - пожалуйста, будем только рады.
И напоследок хочется сказать большое спасибо администрации города Подольска, которая не только пошла нам навстречу, но и реально помогла, начиная от территории и помещения и заканчивая финансами.
Конечно, приходится тяжело. Но, когда видишь вылеченного тобой пациента, который в течение 10 лет живет без наркотиков, понимаешь, что твой труд вознагражден.
НП "Центр адаптации человека"
Адрес: 142103, Московская обл., г. Подольск, ул. Рощинская, д. 2.
Тел.: 8(27) 69-00-39 - круглосуточно, 104-27-35, 104-83-77 - с 9 до 19 ч.
Московский офис (первичная консультация врачей).
Адрес: г. Москва, ул. Международная, д. 10, к. 2.
Тел. 278-54-92.
Смотрите также:
- Святослав Медведев: "Нам грозит всеобщая невротизация" →
- Идя к врачу, оставьте слезы дома →
- Советы академика Амосова →