Метрополитеном сейчас активно пользуются все кому не лень: госслужащие, студенты, пенсионеры, "челноки", футбольные "фэны" , а иногда даже преуспевающие бизнесмены, не желающие терять время в уличных "пробках".
Но возросшая роль метро не могла не сказаться на проблеме чистого воздуха в его пределах.
В СВЯЗИ с увеличившимся пассажиропотоком, со строительством и ремонтом внутренних объектов, а также по причине сезоннной популярности у бомжей, на вентиляционную систему метрополитена легла дополнительная нагрузка. И мы все чаще вынуждены констатировать: "В метро не продохнуть!" - вкладывая в эти слова самый прямой смысл. В часы пик от разнообразия запахов просто голова идет кругом: аромат дорогих духов здесь соседствует с "гаммой" табака, подмышек, селедки, скипидара, горячих пирожков и т. п.
Однако эти неудобства нашего метро ничто по сравнению с "ароматами" лондонской подземки, источающей смесь дурного перегара, прогорклого пота и перестоявшей мочи. А в запахе парижского метро присутствует, помимо всего прочего, еще и примесь тухлых яиц, поскольку туннели кое-где окружены почвами, содержащими минералы серы, в результате деятельности бактерий происходит выделение этого вещества в виде сероводорода и органических производных. Но действие вызывает противодействие: с запахами в общественных местах пытаются бороться. О том, что в мире делается в этом направлении, рассказывает наш постоянный читатель, профессор Российского химико-технологического университета им. Менделеева, доктор химических наук Эдуард РАКОВ:
- Прежде всего в борьбе с посторонними запахами применяют ароматические дезодоранты. Но дезодоранты способны лишь "заглушить", но отнюдь не удалить вещества, создающие дискомфорт; да и сколько потребуется таких дезодорантов! Использование привычных кардинальных мер, например поглощения примесей по принципу действия противогаза, то есть с применением активированного угля, обойдется еще дороже.
Выход, кажется, найден французскими специалистами из города Лиона: они предложили использовать для разложения дурно пахнущих фракций диоксид титана. Это вещество обходится сравнительно недорого, производится миллионами тонн и чаще всего употребляется в качестве идеального белого пигмента - в составе титановых белил, компонентов бумаги, а также различных косметических средств. Уникальность свойств диоксида заключается в его способности разлагать попадающую на него воду и окислять летучие элементы под воздействием ультрафиолетового излучения. Органические вещества при этом превращаются в диоксид углерода, а сероводород - в серную кислоту, которая с частицами пыли тут же переходит в нелетучие и непахнущие соли.
Кстати, в Японии для стерилизации воздуха в городских клиниках уже начали пробное использование такого разложения: различные бактерии, попадающие вместе с парами воды на поверхность облучаемого солнечным или ультрафиолетовым светом диоксида, не выдерживают присутствия окислителей и быстро погибают.
Во Франции намерены изготовить специальные пластины, содержащие диоксид титана, и уже к концу нынешнего года установить их под платформами некоторых новых станций метро, с тем, чтобы пропускать воздух через решетку, состоящую из таких пластин.
От редакции:
Остается лишь радоваться, что в России проблема неприятных запахов в метро пока не стоит так остро, - приятно осознавать, что "мы" хоть в чем-то еще лучше "них". Однако интересные научные разработки по дезинфекции и ароматизации воздуха, предложенные зарубежными специалистами, достойны и нашего пристального внимания. Тем более что первые "сигналы" присутствия сероводорода на перегонах между станциями уже стали ощущать пассажиры некоторых линий московского метро.