"ЙОГА - это древнее индийское учение о том, как правильно стоять на голове и кушать стекла". Так начинаются все наши представления о йоге, и этим же они, как правило, ограничиваются.
Исследования, проведенные на кафедре общей физиологии Санкт-Петербургского государственного университета с применением допплерэхографии, констатируют: при выполнении некоторых поз восточной оздоровительной системы хатха-йоги организм испытывает особые воздействия, отличные от тех, что дают обыкновенные потягивания, наклоны или "мостики". Зарегистрирован терапевтический эффект халасаны - позы плуга (фото 1, 2, 3) и бхуджангасаны - позы кобры (фото 4, 5, 6), когда патологически измененный кровоток сразу (!) после выполнения этих поз восстанавливался до нормального. На территории бывшего СССР такие опыты проведены впервые. Инициатором и одним из руководителей эксперимента является заведующий кафедрой традиционных систем оздоровления Национального института здоровья Ринад Султанович МИНВАЛЕЕВ.
- Ринад Султанович, вы, судя по всему, намерены изучать и более сложные элементы йоги, такие, как левитация, хождение по углям, проглатывание гвоздей...
- Когда вы говорите о левитации и проглатывании гвоздей, вы подразумеваете под йогой прежде всего факирство, демонстрацию каких-то возможностей. А факиры - это не йоги. Факир - это бомж, который за счет демонстрации фокусов зарабатывал себе на хлеб. Увидев его, европейцы спрашивали: "Это кто?" Им отвечали: "Это йог". Впоследствии даже многие западные школы были основаны на этом заблуждении. Другими словами, если человек спит на гвоздях и раз в неделю голодает, он не знает, что такое йога.
- Сотрудники культурно-просветительского центра "Здесь и сейчас" характеризуют йогу прежде всего как идеальный метод профилактики пограничных психосоматических состояний человека, как средство предупреждения псориаза, астмы, язвы двенадцатиперстной кишки, других заболеваний, которые вот-вот могут разразиться на почве нервного расстройства, усталости, переживаний, стрессов. Существуют ли конкретные асаны, которые нейтрализуют эти пограничные явления?
- От пограничных состояний организм стремится всячески избавиться, и "качнуть" его, помочь ему в этом йога способна более, чем что-либо еще. Йога всегда использует внутренние возможности организма - это как раз тот случай, когда "природа сама лечит". Например, ангина самой ранней стадии, когда она еще погранична, с помощью симхасаны - позы льва (фото 7) исчезнет через 2 часа. Или, наоборот, последствия перенесенного гепатита (на стадии реабилитации, которая тоже является пограничным состоянием) легко исчезнут с помощью халасаны - позы плуга. Подтверждением тому являются и результаты допплерэхографических исследований, показавших, что измененный (монофазный) печеночный кровоотток (рис. 1) у пациентки с перенесенным гепатитом сразу же после халасаны восстанавливался до нормального (пульсирующего) (рис. 2).
- В. Г. Верещагин в своей книге "Физическая культура индийских йогов" в качестве йоговских упражнений дает в том числе и обыкновенные отжимания в упоре лежа и т. п. Следует ли из этого, что йогу можно использовать и как прозаическую тренировку мышц?
- Йога включает и физкультуру, поскольку для того, чтобы управлять мышцами, их нужно развивать. Поэтому в начальной стадии существуют и эти простейшие упражнения. Но в качестве физкультуры йога - не самый лучший вариант, так как занятия физкультурой подразумевают соответствующий уровень адреналина... Иначе говоря, эффективность тренировки повышается во время некоего подобия соревнований - по сравнению с тем, когда человек в одиночку отжимается от пола.
- Но многие пишут, что, занимаясь йогой, нельзя соревноваться даже "с самим собой", что все упражнения надо выполнять лишь тогда, когда этого очень хочешь.
- Это не совсем так. Нежелание заниматься - это тоже определенное состояние, имеющее свою физиологию, и в некоторых случаях оно необходимо в качестве исходного. Существуют асаны, эффективные лишь тогда, когда их не хочется делать. Единственное, чего нельзя преодолевать, выполняя асану, - это боль.
- Бытует мнение, что между занятиями йогой и физическими нагрузками иного свойства должно пройти какое-то время, что после тонкого, лечебного воздействия асан ни в коем случае не следует бежать на стадион или хвататься за гантели.
- Такое мнение бытует зря. Включение некоторых отделов вегетативной нервной системы улучшает мышечное кровоснабжение. Повышается работоспособность. Перед физической нагрузкой весьма полезным будет, например, в течение двух минут исполнить позу кобры.
- Что ж такого особенного в позе кобры? Обыкновенное прогибание!
- В том-то и дело, что оно - НЕобыкновенное, и, если выполнять его как банальный прогиб, эффекта не будет.
- Но существует и фотография, и инструкция: "ноги назад, руки на пол, голову..."
- К сожалению, в литературе я пока не встретил правильного описания бхуджангасаны - даже у маститых индийских йогов. Единственный, кто описал ее более или менее грамотно, это наш автор Борис Смирнов.
- И в чем же хитрость правильного выполнения позы кобры?
- Надо принять позу, очень похожую на кобру. Для этого необходимо включение трако-люмбального отдела позвоночника. То есть нужно стараться сильнее прогнуть позвоночник в области лопаток - как раз там, где он не прогибается. Вообще своя хитрость, свои нюансы имеются у каждой позы. Они не являются сверхсложной акробатикой, и внешне поза может выглядеть так же, как и без них, но если не делать этого специфического напряжения, ожидаемого эффекта не произойдет.
- Вы йог?
- Я 15 лет практикую йогу, но стараюсь этого не афишировать. Люди, которые называют себя йогами... Я бы не хотел стоять в их ряду.
- Почему ваше мнение по поводу техники выполнения асан мы должны считать более авторитетным, чем описания известных йогов?
- Йога - это прикладная физиология. Как любая система оздоровления, она использует законы физиологии, из которой и вытекают секреты этих упражнений. Выполняя асану, важно понимать, что делаешь. И результат приходит незамедлительно.
Итак, в недрах Российской академии наук йога считается увлечением не опасным, а наоборот - полезным.
Но тем, кто решил-таки заниматься йогой, следует учитывать еще одну немаловажную деталь. В настоящее время известно около десяти различных школ, концепций и методик, каждая из которых именует себя йогой: хатха-йога, раджа-йога, агни-йога, сахаджа-йога, сибирская йога, Тантра и т. д. Поэтому, прежде чем искать надежного учителя, хорошо бы определиться, какая именно йога вам нужна.
Смотрите также:
- Русь тибетская. (Поправляем желудок в позе павлина) →
- Русь тибетская (лечим печень в позе плуга) →
- Йога в тумане (часть 2) →