Конечно, большинство родителей, выбравшись на берег моря или речки, мечтают об одном: поваляться на солнышке, прикрывши глаза панамкой и слушая плеск волн. Однако если вы отдыхаете с ребенком, скорее всего, эти мечты так мечтами и останутся.
ВО-ПЕРВЫХ, потому, что ребенок лежать кверху пузом не захочет. Во-вторых, именно потому, что он лежать не захочет, он будет бегать, а значит, за ним надо следить. Чтобы это не вылилось в бесконечные одергивания: "Туда не ходи, в воду не лезь или, наоборот, вылезай из воды", лучше присоединиться к его играм.
Малышей учим делать куличи (пригодятся не только формочки, но и детские лейки), строить замки из песка, прокладывать русла рек. Можно учить буквы или цифры, рисуя их палкой на песке, пока их не смыло водой. Можно выкладывать из камушков или песка фигурки животных. С детьми постарше можно играть в мяч или летающую тарелку, причем, если позволяет глубина реки или моря (вернее, ее отсутствие), можно делать это, зайдя по колено в воду. И ножки будут укрепляться, потому что бегать по воде сложнее, и не перегреется, потому что все время будет падать в воду за мячом. Бадминтон, волейбол, футбол, вышибалы - подвижных игр так не хватает нашим детям, да и мы, взрослые, за зиму засиделись, так что эти занятия окажутся полезными для всех.
Конечно, хорошо, когда подбирается компания детей одного возраста. Тогда можно организовать соревнования: кто быстрее на одной ноге доскачет до воды и обратно; кто больше начеканит мячом; кто скорее собьет палку, воткнутую в песок, или пластиковую бутылку. Или вот такая игра с мячом: все собираются в кучку, кто-нибудь подкидывает небольшой мяч как можно выше и при этом выкрикивает имя одного из игроков, с этого момента он - водящий. Пока мяч в воздухе - все разбегаются, однако не слишком далеко: если ведущий поймал мяч с лету, он уже не водящий; подкинув мяч, он выкрикивает нового водящего, разумеется, того, кто отбежал дальше всех и у кого поэтому мало шансов поймать мяч с лету.
Если мяч не пойман, а подобран с земли, то, как только он окажется в руках у водящего, тот кричит: "Стой!" Все останавливаются и замирают. Водящий пытается осалить кого-нибудь мячом с того места, где был подобран мяч. Попал - водить будет осаленный. Промахнулся - снова води! И в том и в другом случае все снова сбегаются в кучку, снова подбрасывается мяч и выкрикивается имя осаленного или же незадачливого водящего. Если тот, кого салят, ловит мяч, он тут же салит мячом или водящего, или любого из игроков - кто ближе стоит.
Когда ребенок наиграется в подвижные игры, накупается и вам удастся вытащить его наконец из воды, пока он греется, можно поиграть с ним в спокойные игры. Например, игры со словами, которые пополнят и лексический запас ребенка, и подкорректируют его речевые проблемы, и сделают его более грамотным. В зависимости от возраста можно по очереди называть с ребенком, например, города, страны, овощи, фрукты, виды спорта, писателей, марки машин, деревья - все, что придет в голову. Кто в свою очередь не сможет ничего придумать - тот проиграл. Можно придумать игры на внимание, взять книжку с ребусами и детскими кроссвордами. Ребенку и интересно, и приятно, что вы что-то делаете вместе.