Честно говоря, пока ехала в автобусе, не могла избавиться от стереотипа: раз больница сельская, значит, из всей техники там - фонендоскоп да тонометр, ремонта не было минимум лет десять, в общем, не живут, а выживают. Мои ожидания не оправдались.
СЕЛО Новое - 40 км от Москвы. За разномастным забором среди беспорядочной зелени выглядывает темно-коричневое здание Новосельской амбулатории, торцом выходящее на пыльную улицу. Сначала здесь был пожарный сарай. Когда нужда в нем отпала, его передали под амбулаторию. Рассказывают, не так давно она сгорела, и, пока восстанавливали, сельчанам пришлось зимой по жуткому гололеду ездить в районную больницу. Поднимаюсь по низенькому крылечку. Внутри довольно цивильно: в кабинетах новая мебель, на стенах свежий кафель, на полу еще не вытертый новенький линолеум, на окнах современные жалюзи. Сразу чувствуется хозяйственная рука главного врача.
Молодые сюда не рвутся
К ВОСЬМИ утра, как обычно, перед кабинетом терапевта - она же главный врач Елена Владимировна Марар - расселись, ожидая своей очереди, больные. Правда, плановый прием пришлось ненадолго прервать и срочно заняться бабушкой, которую укусила кошка. Мурка мирно спала на руках у хозяйки, но, услышав задиристый лай подбежавшей дворняги, с испугу впилась в старушку зубами.
Вообще-то в амбулатории три врача, но сегодня остались только терапевт и стоматолог, педиатр заболела. Три медсестры работают здесь больше 30 лет, знают по имени всех пациентов - а их 3515 человек, не считая дачников, приезжих из Узбекистана и других "братских" республик. Дачники-москвичи жалуются в основном на гипертонию. Около полудня привезли мужчину средних лет. Стало плохо на работе, упал. Тут же по любому поводу звонят по телефону: "Мне плохо, что делать?", "Что принять от головной боли?". "Что прием до 12 часов - это только на табличке написано, - говорит Елена Владимировна. - Идут и в пять. Иногда соберешься уходить: "Ой, подождите, ребенка на машине привезли!" Практически я ухожу домой только ночевать. Да и там звонят соседи. Из ванны вытаскивают. Специально купила махровый халат длинный, до пят, чтобы открывать людям дверь. Часто и ночью приходится на вызовы ходить. Недавно у соседа случился инфаркт, меня в три часа ночи вызвали. Хоть и нет пока диплома семейного врача, здесь я себя ощущаю семейным врачом. Пришла на вызов к кому-то, а там просят: посмотрите нашу бабушку, посмотрите внучку. Многие годы в отпуске не была. Как-то взяла две недели, так не могла дома усидеть - каждый день сюда ходила".
Хозяйство Елене Марар досталось довольно-таки заброшенное, в амбулаторию долгое время не могли найти главного врача. Молодые специалисты в село не рвутся. Но она перед трудностями отступать не привыкла и сразу согласилась. Начинать пришлось с уборки территории. За десять лет выросла огромная гора мусора. Машины сваливали хлам прямо во дворе, не удосуживаясь доставить даже до ближайшей свалки. Стараниями главврача сделали ремонт, выжав из старого помещения все, что можно. Приобрели новое оборудование за 70 тысяч рублей. Гордость амбулатории - компьютерный электрокардиограф. Теперь обратился человек по поводу болей в сердце - не нужно вызывать специальный транспорт и везти его в районный центр. Тут же в течение 10 минут сделают ЭКГ, отправят "по волне" в центральную районную больницу. Там кардиолог сразу же посмотрит, даст рекомендации.
Призы все наши
- ЕЛЕНА Владимировна, откуда средства на все это?
- Мы успели сделать ремонт и купить мебель за счет средств ОМС. Теперь будет похуже: на финансирование фонда ОМС остались только три статьи - зарплата персоналу, медикаменты и мягкий инвентарь. Когда представители областного ФОМСа приезжали с проверкой, даже грамоту вручили за целевое расходование средств фонда. Вот, скажем, накопилось на счету 200 тысяч. Ведь, чтобы их потратить, тоже надо по инстанциям походить. Может быть, кто-то не хочет этим заниматься, у них деньги лежат, потом их переводят в другое учреждение - раз им не нужны оказались. Помогают администрация, главный врач центральной районной больницы. Тот меня как видит, сразу в лице меняется: опять пришла чего-то просить. Есть и спонсоры. Один частный предприниматель, у которого мама и дети у нас лечатся, оборудовал физиокабинет на 100 тысяч рублей. Однажды смотрела на дому ребенка, его отец работает в строительной организации. Через несколько дней прихожу на работу, не пойму, в чем дело: зашла, снова вышла. Вместо почерневшей облупившейся краски - новенькая побелка на стенах.
Лицензирование прошли без сучка и задоринки. У комиссии не было никаких вопросов - ни по профессионализму персонала, ни по техническому оснащению. Недаром последние несколько лет Новосельская амбулатория занимает призовые места в конкурсе среди сельских амбулаторий.
Конечно, закон о монетизации добавил проблем. Мало того что массу времени отнимает оформление льготных рецептов - каждому больному нужно выписать минимум 5 препаратов. Да еще объяснить каждой бабуле, что новый препарат из списка не хуже прежнего: названия разные, а действующее вещество одно. А она ни в какую: вынь да положь тот, что был. Сейчас, говорят врачи, адаптационный период уже прошел. Но с обеспечением льготными лекарствами не очень хорошо. Для хронических больных, понятно, можно заказать препараты заранее. А для остальных как предугадать, что потребуется? А если тот же инвалид заболеет какой-то острой патологией? Или появятся новые медикаменты? Но есть и плюсы: стали получать хорошие препараты те, у кого их никогда не было.
Врач - это маг
В СЕЛЬСКОЙ амбулатории на высшем уровне должна быть диагностика. Направить к специалисту в стационар можно на "скорой". А сельскому доктору надо уметь быстро ориентироваться, чтобы не упустить драгоценное время. Пришел как-то молодой красивый парень. В лобной области - маленькое пятнышко размером со шляпку гвоздя. Всего-то - упал, об забор ударился, задел о гвоздь. А оказалась проникающая черепно-мозговая травма.
Врач на селе - все равно что Бог. Часто от него зависит жизнь людей. Пока вызовут "скорую", пока она доедет - иногда даже эти минуты оказываются решающими. Сколько раз вот так спасала, Елена Владимировна уже не помнит. В частном доме на полу рожала цыганка. Роды начались на улице. Спасибо, женщина помогла, затащила в дом, воду приготовила, позвала врача. Страшный сон для многих родителей: ребенок порезался, ударился, отравился, а поблизости нет ни одного врача. К счастью, Елена Владимировна всегда рядом. Однажды был случай: трехлетний ребенок напился уксуса. Мама консервировала овощи и оставила бутылку на столе. Малышу срочно сделали промывание, спасли. Но и люди благодарны. То баночку с вареньем принесут, а то пакетик с луком и редиской под стол поставят. Главное - доверяют. А без веры в доктора и исцеления не будет.
Теперь, когда мне скажут, что в какой-то больнице нет нужного оборудования, нет хороших лекарств, потому что нет денег, это будет означать одно: там просто нет хорошего главного врача. Как в поговорке: есть главный врач - есть больница, нет главного врача - нет больницы. Ведь можно иметь много денег и потратить их не так и не на то. Можно иметь мало, но предельно эффективно ими управлять.