1 сентября: в школу под дулом пистолета

   
   

Ровно через неделю 1 сентября. Еще есть время помочь ребенку подготовиться психологически к встрече с одноклассниками и учителями. А родителям шестилеток даже есть время последний раз подумать, стоит ли вести чадо в школу или лучше подождать год - еще есть время отказаться. О том, как вести себя родителям первоклашек, подростков, выпускников, рассказывает детский психолог Нина ГРИБОВА.

Это праздник с пессимизмом на устах

ТРАДИЦИОННО 1 сентября считается праздником. Новый учебный год, новый жизненный этап, новые возможности. Казалось бы, к этому надо стремиться изо всех сил, но, увы, сегодня среднестатистический школьник учиться не хочет. В лучшем случае делает родителям одолжение. Причины этого явления лежат в информационном буме последних двух десятилетий. Если школьник восьмидесятых ждал окончания длиннейших каникул с жаждой перемен, то современного ребенка удивить чем-то трудно. В распоряжении детей сегодня компьютеры, игровые приставки, видеотехника и телевидение с десятками развлекательных каналов. Дети индивидуализировались, поумнели, растратили свою непосредственность, общение со сверстниками перестало играть ведущую роль, определяющую желание идти в школу. Впрочем, не будем о грустном - раз 1 сентября считается праздником, значит, будем праздновать его, других вариантов у нас нет. Но в порыве оптимизма все же не стоит забывать о реальных трудностях, которые сулит нам начало нового учебного года.

Шестилетки - жертвы родителей?

В ВОЗРАСТНОЙ психологии принят такой термин - "школьная зрелость". Он означает, что ребенок к моменту поступления в школу уже миновал очень серьезный кризис своего развития - переход от игровой деятельности к учебной. Если же кризис затянулся, "зрелость" не достигнута, ребенок к школе не готов. Его внимание и память еще не готовы для серьезного обучения, мышление еще настолько конкретно, что не способно к обобщению и анализу нового в школьном объеме. Кроме того, ребенок еще "не отыграл свое".

Чаще всего "школьной незрелостью" страдают шестилетки, у которых очень нетерпеливые родители, уделяющие слишком много внимания счету, чтению и письму и не замечающие, что их будущее светило еще совсем ребенок, не готовый к серьезным испытаниям. Результат - полная дезадаптация, нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе и плохая успеваемость. Как определить, отдавать шестилетку в первый класс или нет? Очень просто: если ребенок не хочет в школу, значит, он к ней еще не готов!

Мифы о "домашних" детях

БЫТУЕТ мнение, что "домашние" дети больше всего испытывают трудности адаптации в школе. Этот миф совершенно не верен. Дошкольник, к которому относились как к личности и не настаивали на подчинении большинству, легче детсадовского входит в школьный коллектив, он независим и настроен больше на учебу, нежели на общение (тогда как бывший детсадовец сразу занимает удобное ему место в иерархии "лидеры - ведомые"). А тяжелее всего приходится детям, которые уже имеют опыт негативного общения с коллективом. Например, у ребенка явные проблемы с общением: с ним никто не хочет играть, ему отводятся унизительные роли в игре, его дразнят, обзывают и даже бьют. Проблемы общения всегда связаны с низкой самооценкой ребенка. Поэтому предстоящий поход в школу становится в его сознании шагом в бездну или самым настоящим концом света. Ребенок заранее планирует себе неудачи в школе (и что характерно, действительно их испытывает).

Горе от счастья

ТРУДНОСТИ возникают и тогда, когда уже есть неблагополучный фон. Скажем, светлый праздник "первый раз в первый класс" совпал в вашей семье с не менее счастливым событием - рождением братца или сестренки. Естественно, смещение акцентов любви в семье (а они неминуемы) может вызвать сильную эмоциональную реакцию у старшего, и он будет расценивать школу как ссылку, во время которой мама нежит и ласкает второго ребенка. Если у вас должен появиться новый ребенок, постарайтесь придать старшему наиболее важный статус, уделяйте ему больше внимания и не превращайте его в няньку. Эмоциональный фон в семье может играть решающую роль в начале учебы вашего ребенка.

Работа над родительскими ошибками

В НЕЖЕЛАНИИ идти учиться может быть виною и неправильный настрой. Есть такие тревожные мамы, которым вечно не нравится их ребенок, и они его постоянно с кем-то сравнивают. Так, еще в мае, придя домой после процедуры зачисления в школу, такая мама бросает своему мужу: "Там все так хорошо читают, нашему до них еще далеко!". А к 1 сентября оказывается, что "ваш" читает не хуже, вот только в школу он идти больше не хочет.

Вот еще один вариант. Часто родители в конфликтной ситуации произносят: "А кто тебе будет шнурки в школе завязывать?", или "В школе тебя научат соблюдать дисциплину!", или того хуже: "Вот пойдешь в школу, там тебе быстренько объяснят, как надо себя вести!". У "домашнего" ребенка, не посещавшего детский сад, в воображении могут всплывать совершенно невероятные картины предстоящего ему "террора". Мамы, следите за своей речью!

Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?

1. Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов. Ребенок должен адаптироваться и к новому расписанию своего досуга.

2. Поиграйте с ребенком в школу. Приучайте его к тому, что его будут называть не Костик и Танечка, а по фамилии, и ничего грубого в этом нет, напротив, этим стоит гордиться.

3. Обращайте побольше внимания на школьную атрибутику (портфель, линейки, ручки, промокашки и т. д.). Пока для первоклашки это суть учебного процесса. Вместе выбирайте красивые карандаши, ластики и прочие принадлежности, не спеша и заранее.

4. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится. Не обсуждайте при ребенке учителей и все трудности, с которыми он может столкнуться.

5. Не стоит слишком часто повторять, что это новый этап его жизни, пусть все идет само собой.

6. Хорошо бы познакомить ребенка с будущей учительницей, провести его в класс, по возможности позаботиться о том, чтобы он знал заранее свое место.

7. Сами следите за своими эмоциями. Не стоит устраивать проводы в школу, будто ваш ребенок уходит на фронт. Ваши тревоги очень заразительны.

8. Заготовьте подарки первокласснику, устройте домашнее торжество по поводу поступления в первый класс.

9. Не бросайте ребенка один на один с новой ответственностью. Следите за домашними заданиями, выполняйте их вместе (но не за ребенка), будьте все время в курсе его школьной жизни.

Синдром "гадкого утенка"

   
   

КОГДА мы, взрослые, после отпуска вздыхаем: "Как неохота на работу!", в этом есть доля кокетства. На самом деле нам безумно хочется узнать новости и похвастаться перед коллегами загаром. А вот если ваш сын или дочь говорит: "Я не хочу в школу", - это очень серьезный сигнал о неблагополучии ребенка.

Седьмой-восьмой-девятый классы тоже входят в группу "риска" по нежеланию идти в школу. Прямо накануне 1 сентября ребенок становится грустным, плаксивым, он не хочет встречаться со своими одноклассниками, целыми днями сидит дома и ничего не делает. На вопрос: "Что с тобой?" - ответ: "Ничего". Вы пытаетесь узнать, почему он не хочет идти в школу, и получаете лаконичный ответ: "Не хочу, и все".

Это означает, что ваш повзрослевший ребенок начинает остро переживать подростковые комплексы. За лето у подростка мог произойти мощный гормональный всплеск. У девочек сильно меняется фигура. Понятно, что такие изменения не могут остаться вне поля зрения одноклассников. Для застенчивых девочек любое внимание к их женским частям тела вызывает невыносимое чувство стыда. Девочка становится затворницей и стесняется встречаться с одноклассниками. Особенно если она готовится встретиться с тем, кто ей симпатичен. Покрутившись перед зеркалом, девочка-подросток выносит себе приговор: уродина.

То же самое происходит и с мальчиками. Трудно поверить, что подростковая угревая сыпь может стать поводом отказа от учебы. Но тем не менее это так. Мальчик, отставший в росте за лето от акселератов, которым он теперь "в пупок дышит", начинает испытывать комплексы и тоже не хочет появляться на глаза одноклассников.

Психотерапия такой предсентябрьской депрессии проста. В подростковом возрасте дети злы, циничны и встречают чаще всего по одежке. Подросток должен быть одет не просто аккуратно и красиво, с вашей точки зрения. Он должен быть одет модно, даже, может быть, остромодно (нравится вам это или нет). Постарайтесь купить ребенку такую одежду, о которой он уже давно мечтал и которая бы скрыла не дающие покоя недостатки внешности. Ребенок должен сам себе очень понравиться. Сделайте ребенку подарок к 1 сентября, словом, поднимайте настроение как только сможете. И еще помните, что излишний досуг - враг подростка, у занятого интересным делом человека самооценка намного выше, чем у праздношатающегося, да и времени не остается на всякие комплексы.

Если ребенок поменял школу

УСТРАИВАЯСЬ на новую работу, мы волнуемся в первую очередь за то, как сложатся наши отношения с новым начальством и коллективом. Но на новой работе нас ждут, мы - производственная необходимость. А вот ребенка в новом классе совсем не ждут. Новеньких девочек женская часть коллектива воспринимает настороженно: мало ли какие расклады могут возникнуть с ее появлением. Ребята смотрят с интересом - что за штучка? Новенький мальчик легко вписывается в мужскую компанию, если он плечист-мускулист и остр на язык. Труднее приходится хлюпикам-очкарикам: мальчики таких так просто не принимают, а девочки их презирают из-за стеснительности. Ребенку трудно, ему не под силу анализ сложившейся ситуации и выбор подходящей тактики. Научите ребенка следующим простым вещам, возможно, он сможет воспользоваться вашими советами:

1. Очень важно уметь смотреть в глаза одноклассникам и улыбаться им.

2. Учителя всегда стараются подружить новенького с коллективом и поэтому обращают на него повышенное внимание. Не стоит злоупотреблять их помощью. Знакомиться надо самим.

3. Девочкам прежде всего надо разобраться в местных расстановках сил и наладить отношения с девочками. Мальчикам - не заигрывать с девочками, пока не станет ясно, кто в классе кому симпатизирует.

4. Что бы ни происходило, надо научиться реагировать с юмором и самоиронией. Даже если коллектив явно не принимает ребенка, не стоит огорчаться и настраивать его "выше" одноклассников. Это временная реакция, которая вскоре пройдет, а вот имидж у вашего ребенка останется. Научите его делиться и помогать новым товарищам.

5. Ну и, конечно, уделите повышенное внимание учебе. При переходе из школы в школу успеваемость меняется. Часто - не в лучшую сторону из-за дезадаптации в коллективе. Ребенок должен чувствовать себя уверенно и комфортно, поэтому, если вы видите, что он слабее основной массы учащихся, наймите ему репетиторов.

Последний класс - он трудный самый

НУ ВОТ, похоже, ваш ребенок выходит на финишную прямую. Еще один рывок - и школа окончена, свобода. Да, но пойди найди силы для этого последнего года, который трудный самый. Не печальтесь и имейте в виду, что вашему ребенку совсем не обязательно лечь костьми, чтобы иметь отличный аттестат и далеко идущие планы на будущее. Если вы не претендуете на золотую медаль, с аттестатом можно расслабиться. Имейте в виду, не может человек одинаково хорошо владеть всеми предметами сразу. Так что придется сделать выбор. Гораздо важнее пятерки по ОБЖ твердая тройка по физике, если ваш ребенок "технарь" и пятерка по английскому, если - "гуманитарий". Выложиться надо там, где нужнее, остальное сложится само собой. И имей в виду:

  • хорошие отношения с учителями - залог процветания любого ученика. Поэтому не скупитесь на букет и несколько теплых неформальных фраз для тех, кто будет вершить судьбу вашего ребенка в этом году.

  • помогите ребенку твердо выбрать направление и учебное заведение, а уж специальность - это будет видно потом.
  • следите, чтобы у ребенка не было лишних денег, введите материальное стимулирование успеваемости.

И еще пару слов о любви. Сердцу, конечно, не прикажешь. Но любовь учебе не способствует, а посему ее надо всячески избегать. Как? Очень просто: занятый и увлеченный делом подросток, который не болтается по улицам и не пьет пиво в подъездах, по статистике, имеет в 6 раз меньше возможности для начала ранней половой жизни. Делайте выводы.

Смотрите также: