Рак груди: нет времени для страха

   
   

Рак молочной железы - в основном "привилегия" продвинутых леди, жительниц больших городов. Женщина должна быть женщиной, в один голос твердят онкологи, она должна рожать детей и кормить грудью. Минимум год!

Статистика говорит, что грудное вскармливание в полтора-два раза снижает риск развития рака молочной железы. Если молочная железа не выполняет предписанных ей природой функций, в женском организме начинаются гормональные сдвиги, может возникнуть (необязательно сразу рак) мастопатия, целый ряд других фоновых, предраковых заболеваний, которые потом могут перейти в рак.

Впрочем, отказ от грудного вскармливания хотя и самый мощный, но далеко не единственный фактор риска. "Помогают" многочисленные аборты, стрессы, гормональная контрацепция, особенно если ею пользуется нерожавшая женщина до 30 лет. Лишние килограммы - тоже не на пользу. Одна из причин злокачественных опухолей - избыток эстрогенов, женских половых гормонов, которые вырабатывает в том числе и жировая ткань. Чем полнее женщина, тем выше уровень эстрогенов, а значит, и вероятность развития рака. Любительницы загорать топлес тоже не последние кандидатки на то, чтобы заполучить рак молочной железы.

Но все это факторы риска. В отношении причин полной ясности пока нет. Почему вдруг, скажем, эпителиальная клетка не умирает, как обычно, через 30 дней, уступая место новой, а начинает делиться? Медики еще многого не знают. Поэтому считается, что заболеть может практически любая женщина. Как в такой ситуации спасаться?

Как "выловить" опухоль

ЕСЛИ обнаружить опухоль до того, как ее размеры превысят 2 см (т. е. на первой стадии), то шансы вылечиться равны 95%. Да еще и грудь можно сохранить. Загвоздка в том, что опухоль величиной до 2 см столь мала, что сама женщина, а часто и доктор пальпаторно (т. е. при осмотре руками) не в состоянии найти ее в молочной железе. Выход врачи придумали давно - это рентгеновское обследование молочной железы, или маммография. Обычно плотность опухоли такова, что рентгеновские лучи через нее практически не проходят. Поэтому врач всегда разглядит на снимке неладное. И хотя способ ранней диагностики появился не вчера, пользоваться им женщины не спешат. Главные причины: стойкая уверенность в том, что "уж со мной-то этого не произойдет", или страх - "вдруг найдут". Раз нашей собственной женской сознательности в этом деле не хватает, во многих развитых странах онкологи решили попытаться массово зазвать дам на маммографию, организуя скрининг, иначе говоря, активный поиск опухолей у женщин, считающих себя здоровыми. Не везде попытка оказалась успешной. Но зато там, где скрининг пошел, например, в Скандинавии, умирать от рака молочной железы стали намного меньше. Потому что таких женщин успевают вылечить до того, как болезнь перейдет в тяжелую стадию. Заграничный опыт говорит о том, что через 7-10 лет с начала проведения маммографического скрининга смертность снижается на 25-30%. И это при том, что заболеваемость во всем мире растет.

Пришли случайно, лечились всерьез