Придумываются новые синдромы, факторы риска расцениваются как патологии, возрастные изменения считаются серьёзными нарушениями - таким образом фармацевтическая промышленность превращает всех нас в пациентов. Чтобы продавать больше лекарств. ИНТЕРЕСНАЯ история была опубликована в одном из последних номеров информационного бюллетеня по лекарственным препаратам. С конца 1980-х годов в Риме периодически начали собираться группы специалистов по заболеваниям кишечника с целью обсуждения всех болезней, которые могут возникнуть в ЖКТ. До последнего времени было тщательно описано 21 заболевание, в том числе и хронический запор, который возникает у тех, кто "спонтанно" не опорожняется как минимум три раза в неделю в течение более 6 месяцев. Рвение экспертов принесло свои плоды, иронизирует издание, поскольку в ходе клинического испытания выяснилось, что тегасерод (препарат, который уже продаётся в США и ожидает одобрения в Италии) способствует увеличению спонтанных опорожнений на одно каждые две недели - по цене почти 100 долларов за каждое дополнительное "событие". Это пример того, как фармацевтическая промышленность, чтобы обеспечить постоянный рост рынка, превращает обычные жизненные явления, лёгкие и возрастные расстройства в потенциально серьёзные заболевания, для лечения которых необходимо принимать препараты. По поводу этого феномена начинают бить тревогу врачи, учёные и журналисты. В апреле выйдет исследование журналиста-медика Йорга Блеча "Изобретатели болезней", а несколько месяцев назад уже опубликована книга Рея Мойнихена и Алэна Касселза "Лекарства, которые приводят к болезням". Остеопороз, депрессия, что дальше? ОСТЕОПОРОЗ: согласно оценкам, публикуемым в прессе, к группе риска относится около половины людей, достигших 65-летнего возраста. А депрессия? Такое впечатление, что ею охвачены 330 млн. человек и 90% лечатся неправильно. Мы действительно все больны? Что-то не верится. Ещё и потому, что один из руководителей фармацевтической промышленности любезно сообщил: "Если суммировать все данные, то каждый из нас в среднем должен иметь 20 заболеваний". Речь идёт о феномене, появившемся по простой причине. Блеч писал: "Чтобы постоянно поддерживать отмечавшийся в последние годы рост, индустрия здоровья должна всё чаще прописывать лекарства здоровым людям". Механизмы, к которым прибегают компании, и масштабы их деятельности ошеломляют. "Монополизирована вся медицина - от клинических исследований препаратов до научных журналов, медицинских конгрессов, просветительских кампаний и прямой и скрытой рекламы", - утверждает Никола Магрини, директор "Ceveas", Центра оценки эффективности медицинской помощи. Маркетинговые стратегии фармацевтической промышленности эффективны, а методы "создания" новых заболеваний отработаны. Об этом подробно рассказывает Мойнихен и посвящает каждому отдельному случаю главу своей книги - от холестерина до гипертензии, от депрессии до женской половой дисфункции. Например, глава "Мы все находимся в депрессивном состоянии". "Вам бывает грустно, вы потеряли интерес к окружающему миру, у вас проблемы со сном или вам трудно сконцентрироваться? Эти и другие симптомы, если они проявляются каждый день по меньшей мере в течение двух недель, могут указывать на то, что у вас депрессия", - говорится на одном интернет-сайте, рекламирующем антидепрессант. В ряде стран в 1990-е годы объём продаж таких препаратов увеличился втрое, хотя, согласно исследованиям, положительный эффект от них гораздо скромнее, чем обещает реклама. В различных странах проводятся исследования, заказанные и профинансированные фармацевтической промышленностью. Вот типичный вопрос: "Приходилось ли вам испытывать грусть и апатию в течение более двух недель в этом году?" И этот вопрос используется как один из диагностических критериев. Позитивный ответ фиксируется в разделе "депрессия", и в конечном итоге таких людей оказывается целая армия. Но могут применяться и другие трюки: один из факторов риска - пониженная плотность кости - превращается в настоящую болезнь - остеопороз. Или же занижаются пороги нормального уровня определённых параметров: холестерина, артериального давления, гликемии - и автоматически число больных удваивается или утраивается. Странная независимость ЧТО ЖЕ получается, специалисты, которые проводят опросы, подкуплены? "Очень часто они выполняют заказ, но считают себя независимыми. Некоторые действительно таковыми являются. Другие же просто не отдают себе отчёт в том, что невольно становятся проводниками рекламы", - говорит Марко Боббио, кардиолог клиники Molinette в Турине, который одним из первых затронул тему конфликта интересов медицины. Проводя заказные исследования и опросы, фармацевтические компании получают запланированные результаты. Имеется много путей достижения цели. "Для научных конгрессов, - поясняет Боббио, - фармацевтические компании подбирают темы и платных выступающих. Медики принимают участие в таких симпозиумах и думают, что получают научную информацию, подготовленную специалистами. На деле же эта информация обусловлена экономическими интересами. Следует заявить об этом открыто". Многие болезни, к сожалению, реальны, мучительны, смертельны. Вместе с тем, утверждает Мойнихен, очень часто проблемы со здоровьем у человека настолько незначительные или проходящие, что лучше не обращать на них внимания. Смотрите также: Стальные нервы - стальное здоровье → "Сексомания" - новая болезнь... → "Металлическая" болезнь → ...