Китайское лечение травами

   
   

В те далекие времена, когда наши косматые предки жили в пещерах и истребляли мамонтов, зарождалось искусство фитотерапии. Первые знания о влиянии растений на здоровье человека появлялись исключительно благодаря неразборчивости первобытных людей в еде. В периоды острого дефицита мамонтов они готовы были поедать все, что им попадется под руку, в результате чего было сделано множество болезненных, но важных открытий. Например, что корень ревеня вызывает сильнейший понос, ножка дыни - тошноту и рвоту, а кожура граната и корень имбиря эти симптомы снимают. С развитием цивилизации траволечение стало основным методом врачевания. Одна из самых сложных и эффективных систем фитотерапии возникла в Китае, где сбор и приготовление лекарств были неразрывно связаны с теориями древнекитайской философии, такими как учение о дуалистичности всего сущего "Инь и Ян", пяти первоэлементах "у-син", учение о полых и плотных органах "чжан-фу", об энергии "ци", а также о точках и каналах, по которым она протекает, - "цзинь ло".

Методы траволечения

ПЕРВАЯ книга по траволечению появилась в Китае около двух тысяч лет до нашей эры во время династии Чин Хань. Она называлась "Шень Нун Бен Цао Чжин". В ней впервые были описаны методы приготовления лекарств на основе трав. В качестве основного способа создания целебных снадобий фигурировал отвар (Тань Чжи), который, как считали китайцы, сохранял целебные и уменьшал ядовитые свойства растений. Наряду с этим существовали методы приготовления лекарств: Чжу Чжи - соединение отваров разных растений и последующее их процеживание, Тиан Чжи - выпаривание, Инь Чжи - заваривание, Се - недолгое кипячение в небольшом количестве жидкости и Бу - долгое кипячение в большом количестве жидкости.

Для приготовления лекарств не использовали железную, медную или алюминиевую посуду. Обычно целебные средства принимались два раза в день. Разница во времени между приемами должна была составлять 6 часов. Не менее строгие правила существовали в отношении заготовления лекарственных растений. Как правило, использовали время года, когда содержание полезного составляющего в сырье оптимально. Лекарственные растения, у которых используется стебель, листья, плоды и корень, заготавливают во время начала цветения. Если нужны только листья, их собирали в момент максимального цветения. Цветки рекомендовали срывать в начале цветения или в момент максимального раскрытия бутона. Плоды и семена растений предпочитали заготавливать в момент их максимального созревания, а корни собирали в конце осени или в начале весны. Кору дерева и стебли заготавливали в начале лета или в конце весны. Существовали три этапа приготовления лекарственного сырья. Первый: сбор и очистка, затем промывка, измельчение и, наконец, приготовление. Для приготовления применяли методы: Цао фа - прожаривание, Цзю фа - сначала настаивание, а затем прожаривание, Тхан фа - прожаривание с песком, Вэй фа - запекание в тесте или бумаге и Цхао фа, когда лекарственное сырье, завернутое в ткань, опускается в кипящую воду и сразу же вытаскивается. Некоторые травы просто высушивались непосредственно после сбора.

Согласно китайской медицине каждая трава имеет четыре характера и пять вкусов и воздействует строго на определенный меридиан, соответствующий совершенно определенному органу в теле человека. В книге "Хуанди Ней Цзин" отмечено, что при синдромах, протекающих с жаром, используется холодное лекарство (седативный эффект), и наоборот, при синдромах холода используется жаркое лекарство (тонизирующий эффект).

Лечебные травы различают по вкусу: острый (сшинь), сладкий (кань), кислый (суан), горький (ку), соленый (шиан). Острые используют для открытия пор и для придания движения крови, сладкие служат средством от ноющей боли, кислые используются для уменьшения выделений и при постоянной потливости, хроническом кашле, поносе, сперматорее, энурезе, слезотечении, полиурии и обильных месячных. Горькие травы помогают при высокой температуре, запоре, одышке, удушье, тошноте и рвоте. Соленые размягчают слизь и застои в крови.

В китайской медицине различают четыре механизма действия трав: поднимающие (шен), опускающие (джян), выводящие на поверхность (фу), затягивающие на глубину (чхен). Поднимающие лекарства используются при недержании мочи, сперматореи, выпадении ануса, матки, висцероптозе и поносе.

Опускающие средства используются при рвоте, одышке, икоте, то есть при том, что идет вверх и что можно увидеть выходящим из отверстий тела.

Выводящие на поверхность лекарства используются при синдромах, когда все снаружи ушло внутрь и это надо вывести на поверхность. Например: высокая температура без пота, бред, отсутствие сыпи при кори.

Заводящие вглубь используются при синдромах, когда все выводится наружу и необходимо прекратить выделение (обильная потливость, слезотечение).

Китайские врачи различали следующие методики действия целебных снадобий: Хан фа - лечение через открывание пор, Шен вен тя бяо - лечение при помощи острых и теплых лекарств, которое используется при ревматизме, гриппе, острой аллергии, Синь лянь тя бяо - лечение с помощью острых и прохладительных трав, которое применяется при повышенной температуре, крапивнице, гриппе без потливости, Ту фа - лечение через рвоту (при переедании, при избытке жидкости, при бронхите с вязкой мокротой), Шя фа - слабительное и мочегонное, Вэн шя - сочетание острых и теплых растений (сильные боли, холодные конечности, запор), Жун шя - сочетание прохладного и кислого (при хроническом запоре), Жу шуэй - холодный и горький (острый плеврит при повышенной температуре, при диссеминированном туберкулезе, остром асците, остром гломерулонефрите с сильными отеками).

Правила составления рецептов