Щит и меч

   
   

Врачебные ошибки... У тех, кто связал свою жизнь с медициной, это словосочетание ничего, кроме раздражения, не вызывает. "Ну сколько можно! - сетуют эскулапы. - Не надоело в очередной раз раскручивать "дело врачей"?!" Надоело. Поэтому и захотелось расставить все точки над "i". Почему, очутившись в больнице, так трудно избежать конфликтных ситуаций, почему врачи и пациенты оказываются по разные стороны баррикад? Знатоки убеждены: всему виной - наша неосведомленность. Подавляющего числа проблем могло бы не быть, знай пациенты свои права. Посоветовавшись со специалистами, мы решили составить памятку для тех, кто, выйдя из больницы, не хочет оказаться в зале суда.

Совет первый. Не забывайте о вашем праве на получение полной информации о состоянии своего здоровья и тактике лечения (в том числе и на ознакомление с медицинской документацией), закрепленном статьей 31 закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан". Если вам не повезло и вам попался молчун в белом халате, срочно ищите другого доктора. Молчащий врач опасен. Не бойтесь задавать врачу глупые, с его точки зрения, вопросы. Иногда они могут спасти вам жизнь.

Совет второй. Внимательно изучайте инструкции к любым прописанным вам препаратам. Если вы аллергик или страдаете непереносимостью какого-либо лекарства, требуйте, чтобы эти сведения обязательно были записаны в вашу медицинскую карту.

Совет третий. Не полагайтесь на мнение одного врача. Даже если перед вами доктор медицинских наук. Прежде чем ложиться под нож хирурга, проконсультируйтесь с независимыми экспертами из других больниц, действительно ли есть такая необходимость. Выясните подробнее, какими последствиями и осложнениями чревата предстоящая вам операция. Согласно 32-й и 33-й статьям "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", каждый гражданин имеет право на добровольное и информированное согласие на медицинское вмешательство, равно как и на отказ от него (на любой стадии лечения). Знайте: широко распространенные у нас расписки, где сказано о том, что пациент согласен с любыми последствиями хирургических манипуляций, законной силы не имеют. Особенно если подписывающий их пациент находился в беспомощном состоянии. Таким образом врачи лишь вводят вас в заблуждение, желая подстраховаться от возможных судебных исков в свой адрес.

Совет четвертый. Относитесь к процессу лечения как к серьезному делу. В особенности если вам предстоит рождение ребенка. Готовясь к родам, не поленитесь купить медицинские стандарты ведения беременности. Хотя бы будете знать, что делают с вами и с вашим будущим ребенком, которому, согласно 32-й статье "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", без вашего ведома ничего не имеют права вкалывать и вливать. Для подстраховки это свое право с конкретным требованием информировать вас о всех медицинских манипуляциях, производимых с новорожденным, лучше закрепить на бумаге, адресованной главврачу роддома. Один из экземпляров (или его копию) обязательно оставьте у себя.

Совет пятый. Оказавшись в больнице, на всякий случай страхуйте каждый свой шаг: копируйте и архивируйте медицинские документы, рецепты, справки. Подспорьем в этом вам должна стать не только 31-я статья "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", но и 140-я статья УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

Совет шестой. Прежде чем дать согласие на платное исследование или процедуру, позвоните в свою страховую компанию или в круглосуточную федеральную справочную службу фонда ОМС и выясните, действительно ли предложенная вам процедура не входит в перечень бесплатных медицинских услуг. Если уж решились платить, проверьте, есть ли у лечебного учреждения лицензия на право заниматься данным видом деятельности, а проверив, обязательно заключайте соответствующий письменный договор. Если вы считаете, что платную услугу вам навязывают, но ситуация требует немедленного принятия решений, страхуйтесь письменным договором тоже. Выйдя из больницы, вы сможете потом оспорить его в суде. Пытаясь вернуть незаконно взятые за лекарство деньги, обязательно берите в аптеке кассовый и товарный чек, в котором должно быть указано наименование препарата. В противном случае вы ничего не сможете потом доказать.

Совет седьмой. Изучите содержание "Закона о защите прав потребителя" (ст. 4, 7, 12, 15 и 29) - главного документа, регулирующего взаимоотношения в платной медицине, а также содержание договора, который заключаете с частной клиникой или медицинским центром. В случае некачественного исполнения оказанных вам медицинских услуг такой договор может стать вашим главным козырем в борьбе за возмещение морального и материального ущерба.

Совет восьмой. Если самое неприятное уже произошло, ни в коем случае не защищайте себя сами. Найдите грамотного юриста или обратитесь в свою страховую компанию. А лучше - ищите своего врача: честного, умного, ответственного. К счастью, и в этом смысле у нас пока что есть, из кого выбирать.

Пациенту на заметку