Александр Федотов - отставной моряк. За спиной у него - тридцать с лишним лет службы во флоте и больше сотни разных портов. Из всех стран, в которых побывал Александр Васильевич, одна запала ему в душу сразу и навсегда - Италия.
- ИТАЛЬЯНЦЫ не зачеркивают свою культуру: до сих пор во многих городах стоят памятники Бенито Муссолини, и никто не предлагает: "Давайте все снесем и поставим Данте". История есть история, от нее не отмахнешься.
А знаете, как я выучил итальянский? Впервые с иностранными моряками познакомился, когда еще работал лоцманом. Задача у меня была - провести судно в порт. А после того как судно вставало на якорь, начиналось "неформальное" общение. Нас, лоцманов, спрашивали так: "Будете есть или закусывать?" Вот тогда я и выучил итальянский.
Для советских моряков Италия была как дом родной. В итальянских приморских городах был обычай: в день свадьбы молодожены приходили на советское судно и, как самым близким людям, дарили морякам подарки. Это считалось большой честью для всех.
Контроля почти не было. Если мы хотели съездить в другую деревню или город - брали разрешение в местной полиции. Но русским там доверяли. Достаточно было показать красный паспорт, сказать "руссо" - и нас всюду пропускали. Правда, ходить поодиночке было нельзя - только тройками. Старший в тройке следил, чтобы моряки не напились, не притащили на судно контрабанду.
В Савонне я познакомился с наместником Папы Римского. Вообще-то русским морякам запрещали ходить в клуб "Морская звезда": там были бар, библиотека, имелся даже телефон, с которого можно было бесплатно позвонить домой. Но все это - за счет итальянской католической церкви. Следовательно, клуб считался религиозным заведением, а все, что там было, - происками классового врага.
Так вот, мы туда все-таки пошли. Сидим за столиком, болтаем с девушками - им специально платят за то, что они приходят в клуб, танцуют, развлекают посетителей. Разумеется, ничего непристойного. Вдруг двери открываются, заходит священник - тот самый наместник. Все присутствующие как по команде встают. Мы тоже встали и говорим: "Мы русские моряки. Мы атеисты, но высоко оцениваем дела Папы в борьбе за мир". Он подсел к нам, поговорили, выпили по чуть-чуть. А остальные продолжали стоять.
В 1997 году Александр Федотов оставил приморский город Мариуполь, где проработал больше двадцати лет, и переехал в Радужный. Вот тут бы, казалось, и успокоиться: ворчать на правительство и открывать для себя бескрайний мир мексиканских сериалов. Но Александр Васильевич пошел другим путем: открыл клуб "Росита" (Россия - Италия), где бесплатно учит местных ребятишек итальянскому языку.
- Небольшой опыт у меня уже имелся. На коммунистическом факультете Неаполитанского университета я был на занятиях по русскому языку. Читал студентам отрывок из Шолохова с владимирским акцентом, а они под мою диктовку записывали. Я, конечно, поставил всем им пятерки. Смотрю, а они грустные сидят. Оказалось, в Италии высшая оценка - тридцать пять. Исправил. Тут они заорали, запрыгали, некоторые даже начали меня целовать.
В Италии говорят: "Бог не любит тех, кто не поет". Поэтому итальянцы - самый музыкальный народ. У меня на занятиях дети нередко поют итальянские песни. Из-за этого возникают проблемы. Отдел образования хочет, чтобы все было строго, академично. А я стараюсь, чтобы ребята получали не только точные знания, но и удовольствие от занятий.
Смотрите также:
- Владимир ВИНОКУР: "Жена до свадьбы обращалась ко мне на "ВЫ"" →
- Сказка для девушек устаревшего образца →
- Сельский учитель Ньабогабо →